На панельной дискуссии «Борьба с мошенничеством — 2026: новые угрозы и стратегии защиты» III международного форума «Диалог о фейках 3.0» заместитель главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Александр Шойтов объявил о создании рабочей группы по маркировке контента. Первичная задача группы — разработка нормативов для создания зон доверенного контента.
О юридической стороне вопроса — Мухамед Афаунов, адвокат, партнер АБ «Бартолиус» для ComNews.
Рабочую группу по маркировке контента, скорее всего, официально создадут через приказ или распоряжение Минцифры. Этот документ закрепит ее статус, определит круг задач и полномочия участников, а для решения комплексных вопросов может быть предусмотрено межведомственное взаимодействие с привлечением таких органов, как Роскомнадзор.
Что касается самих «зон доверенного контента», то их правовую основу могут выстроить по аналогии с уже существующей моделью для доверенного программного обеспечения. В этом случае Минцифры будет присваивать специальный статус, утверждать обязательные требования к безопасности и технологической независимости, а весь этот порядок будет закреплен нормативными актами и детализирован в технических регламентах.
Таким образом, юридическое оформление включит в себя разработку единых стандартов для маркировки и идентификации контента, создание механизмов, позволяющих подтвердить легитимность его происхождения и обработки, определение ответственных органов для контроля и аттестации этих зон, а также установление санкций за нарушения, вплоть до штрафов и блокировок.
Российский законодатель уже имеет опыт создания подобных систем, и за основу, вероятно, будет взят механизм, аналогичный тому, что введен для «доверенного программного обеспечения».
С марта 2026 года в полную силу заработает реестр доверенного ПО, куда будут включены сведений о программах, соответствующих строгим критериям технологического суверенитета и информационной безопасности. Статус этим продуктам присваивает Минцифры совместно с правительственной комиссией, которые и формируют все необходимые требования и процедуры аттестации.
Следовательно, можно ожидать, что и так называемые «зоны доверенного контента» будут нормативно оформлены по схожему принципу. Основной акцент будет сделан на прозрачности происхождения контента, его безопасности и четком распределении юридической ответственности. Именно эта триада и станет фундаментом для будущей системы маркировки и контроля контента, созданного с помощью искусственного интеллекта. Параллельно обсуждаются и технические стороны вопроса, такие как использование специальных графических значков или криптографических меток для маркировки, а также системы, прозрачно показывающие цепочку создания и обработки информации. Это позволит в перспективе сформировать «безопасные зоны» с верифицированными данными.
При этом важно отметить, что сама законодательная база пока отстает от технологий: в законах до сих пор отсутствуют такие ключевые понятия, как «дипфейк», «искусственный интеллект» или «синтетический контент». Это означает, что успех всего начинания будет напрямую зависеть от скорейшей разработки и закрепления этих новых правовых определений и норм.
Таким образом, юридическое обрамление работы рабочей группы и «зон доверенного контента» может строиться на опыте создания реестра доверенного программного обеспечения с дополнительной нормативной проработкой маркировки и ответственности за ИИ-контент. В российском регулировании уже существует практика создания статусных зон с определенными требованиями и контролем, что является хорошей моделью для новых инициатив в сфере контента с ИИ.