Дело о налоговой схеме. Римская империя, II век
Раскрыты налоговые махинации в Иудее, имевшие место во II веке н.э. Уникальный папирус рассказал об уголовном деле перед восстанием Бар-Кохбы.
Этот документ на папирусе был написан на греческом языке около 130 года н.э. (при императоре Адриане). Он был обнаружен в 1950-х годах в Иудее и лежал в архиве нерасшифрованным до 2014 года. Затем за него взялась группа исследователей во главе с доктором Анной Долганов из Университета Вены. По итогам многолетней работы они опубликовали научную статью на 135 страницах.
Документ представляет собой нечто вроде конспекта обвинительной речи и протокола судебного заседания. Похоже, это заметки участника процесса на стороне обвинения. Там же имеются наброски процессуальной тактики обвинения (если скажут то-то — отвечай так-то и т. п.). В документе описана налоговая схема, использование которой вменяли группе обвиняемых.
Суть схемы довольно проста. Некий Саул из Иудеи фиктивно продал своих рабов подставному лицу, Херею из Аравии (и Иудея, и Аравия были римскими провинциями), который затем фиктивно дал рабам свободу. В результате Саул избавился от необходимости платить подушный налог на рабов, которые фактически остались в его собственности. Покупатель же не декларировал «купленных» рабов в Аравии, а потому тоже налогов не платил. В оформлении липовых документов о продаже Саулу содействовал некий Гадалий, сын местного чиновника (выставляемый главным злодеем).
Помимо прочего, в документе упоминается некий информатор, который рассказал о схеме римским властям. Решение суда из сохранившейся части документа неясно, но вообще наказания варьировались от штрафа до растерзания дикими зверями.
Помимо налоговых нарушений, обвиняемым приписываются всевозможные грехи, включая мятеж против законных римских властей. Не совсем ясно это просто риторическая фигура речи или же все серьезно. Судя по именам, обвиняемые Саул и Гадалий — этнические евреи. Исследователи высказывают осторожные предположения о их возможной реальной связи с мятежниками.
Из речи римского обвинителя (он старательно лепит из обвиняемого закоренелого злодея, не замечая, что, по сути, выставляет местные власти на посмешище):
«Что же до творимого им [сыном местного чиновника Гадалием] насилия, мятежа и бандитизма, и подделываемых им монет, и как он бежал из тюрьмы, и как во время визита Императора [Адриан посещал Иерусалим в 130 году] он вымогал деньги у многих людей, включая центуриона Лекта, и как он много раз был осуждён и выслан – если рассказывать обо всем этом, создастся впечатление, что мы бессильны против его великой мощи!»
Надо сказать, что спустя два года в Иудее вспыхнуло восстание Бар-Кохбы, которое римляне жестоко подавили — после чего изгнали евреев из Иерусалима и переименовали Иудею в Сирию Палестинскую. Евреи полностью лишились государственности до 1948 года…
Научная статья
Комментарий Дмитрия Проводина, старшего партнера АБ «Бартолиус»:
Когда речь заходит об обязательных платежах, важно помнить, что история знает два их типа:
– Налоги — это участие в общих расходах государства на содержание инфраструктуры, на поддержку порядка, безопасности. Налог — это вклад в общее дело.
– Подати — совсем другое. Это не участие, а своего рода откуп. Подати платили завоевателю или феодалу, воспринимая платеж как вынужденную повинность в пользу чужой силы.
На практике грань между налогами и податями часто размывалась. И плательщики не всегда понимали — участвуют ли они в общем деле или просто кормят чужую власть.
Хороший исторический пример — папирус P.Cotton из Иудеи начала II века н.э. Он фиксирует разбирательство по делу о подделке документов о продаже и освобождении рабов с целью уклонения от налогов. Подделками занимались не бедняки, а представители зажиточных еврейских слоев общества — те, кто уже воспринимал римское господство как чуждую, навязанную силу. Возможно, налоговая махинация здесь была не просто попыткой сэкономить, а формой пассивного сопротивления оккупационной власти.
Вторая мысль, которая приходит при чтении папируса: большинство экономических преступлений человечество совершило ещё в древности, а мы только повторяем старые сценарии. Там, где появляется реестр, где формализуется обязательство, неизбежно находятся те, кто стремится его обойти. Налоговая махинация, описанная в папирусе, — один из первых зафиксированных примеров того, что “серые схемы” и “оптимизация налогов” родились не сегодня, а глубоко в прошлом.
Комментарий Юлия Тая, старшего партнера АБ «Бартолиус»:
В папирусе зафиксированы как подготовительный этап тяжбы, так и живое судебное заседание. У древнего манускрипта есть четкая структура:
Первая часть папируса представляет собой меморандум, содержащий:
четкую структуру аргументов,

моделирование возможных контрдоводов ответчика,

инструкции для выступления в суде («ты скажешь», «ты докажешь» — διδάξεις, ἐρεῖς).
Такая форма подготовки соотносится с описаниями подготовки судебных речей в трактатах Квинтилиана (Institutio oratoria 12.9.19–21).
Формулировки типа «если будет сказано…» (ἐὰν λέγηται) указывают на широкую практику предвосхищения реплик противной стороны. В современной судебной риторике этот прием обычно именуется диалогизацией монолога (или псевдодиалогом).
Вторая часть папируса содержит черновые записи судебного заседания:

фиксация выступлений участников,

допрос свидетелей,

выявление фактов и проверка доводов.
Протокол велся на греческом языке, что подчеркивает эллинистическую правовую традицию региона при римском административном контроле.
Судебное производство было явно состязательным. Выступление обвинителей предваряло защиту, а процесс был ориентирован на активную проверку фактов (examinatio). Факт принудительного допроса (ἐξετασθεὶς) свидетельствует о применении стандартных для римского уголовного процесса методов исследования доказательств.
Текст выступления впечатляет своей юридической точностью и использованием как греческой, так и римской терминологии. Автор хорошо знаком с судебной практикой и юридической литературой того времени, включая римские нормы по архивным документам, ложным доказательствам, добросовестности и соучастию в подделке документов.
Аргументация выстроена с использованием принципов coniectura, согласно которым финансовая несостоятельность обвиняемых делает их вероятными преступниками. Автор и его коллеги были экспертами с риторическими и юридическими знаниями, но не формальными юристами.
Мы часто малодушно думаем, что то, что мы говорим и пишем, исчезнет на следующий день после завершения процесса или, как максимум, с завершением нашей жизни. Но этот папирус доказывает, что «нам не дано предугадать».
Кто знает, возможно, Илья Лагутенко был прав, и именно вашу процессуальную нетленку «быть может, откопают через тысячу лет. В фантиках жвачки и осколках монет». Так что пишите ее так, чтобы не было стыдно перед потомками.