Основные изменения в законодательстве о банкротстве

16 Август 2024
Автор: Илья Манько

08.08.2024 на официальном интернет-портале правовой информации опубликованы два федеральных закона, которые внесли изменения в действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» («ЗоБ»).

  1. Федеральный закон от 08.08.2024 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»».

Закон вводит два новых института, которые направлены на сохранение единственного жилья гражданина, являющегося предметом ипотеки. Требования «ипотечного» кредитора могут быть погашены Третьим лицом в порядке ст. 113 ЗоБ. Кроме того, должник и «ипотечный» кредитор вправе заключить отдельное мировое соглашение в отношении обязательств, обеспеченных единственным жильем. Подробное описание институтов дано ниже.

Институт № 1 установлен п. 5 ст. 213.10 ЗоБ. Норма предусматривает возможность выборочного погашения третьим лицом в порядке ст. 113 ЗоБ требований залогового кредитора, обеспеченных ипотекой единственного жилья («Залоговый кредитор»). То есть путем подачи заявления о намерении погасить требования Залогового кредитора («Заявление о намерении»).  Ранее выборочное погашение «ипотечных» требований являлось невозможным.

Заявление о погашении требований залогового кредитора может быть подано третьим лицом по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом (п. 2 ст. 213.8 ЗоБ).

Денежные средства, перечисленные третьим лицом, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа. Срок возврата займа определен моментом востребования. При этом требования о возврате займа может быть предъявлено третьим лицом не ранее чем через 3 года с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, или прекращения производства по делу о банкротстве.

Если иного имущества гражданина (за исключением единственного жилья, обремененного ипотекой) недостаточно для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди реестра требований кредиторов («РТК»), суд вправе удовлетворить Заявление о намерении при условии, если на специальный банковский счет гражданина, открытый в порядке ст. 138 ЗоБ, будут внесены денежные средства для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди РТК. При этом размер денежных средств не может превышать 10% стоимости единственного жилья, определенной на основании отчета оценщика. В указанной части норма является отсылочной. Правило установлено в еще одной новелле, введенной Законом № 298-ФЗ, – п. 6 ст. 213.10-1 ЗоБ.

При рассмотрении Заявления о намерении суд проверяет соответствие объекта ипотеки признакам единственного жилья. Несоответствие является основанием для отказа в удовлетворении Заявления о намерении.

Институт № 2 установлен ст. 213.10-1 ЗоБ.

П. 1 ст. 213.10-1 ЗоБ: Должник-гражданин и «ипотечный» кредитор вправе заключить отдельное мировое соглашения, которое не распространяется на отношения должника с другими его кредиторами («Мировое соглашение»). Ранее такая возможность отсутствовала.

Абз. 1-3 п. 2 ст. 213.10-1 ЗоБ: Заключение Мирового соглашения не требует согласия финансового управляющего, а также других кредиторов должника. Решение принимает только должник и Залоговый кредитор (или несколько Залоговых кредиторов).

Абз. 4 п. 2 ст. 213.10-1 ЗоБ: Если единственное жилье обременено несколькими залогами (последующей ипотекой) в заключении Мирового соглашения должны участвовать все Залоговые кредиторы, чьи требования включены в РТК в качестве залоговых.

Абз. 5 п. 2 ст. 213.10-1 ЗоБ: Участниками Мирового соглашения также могут являться Третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности по Мировому соглашению.

П. 3 ст. ст. 213.10-1 ЗоБ: Мировое соглашение утверждает арбитражный суд.

П. 8 ст. 213.10-1 ЗоБ: При утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет соответствие объекта ипотеки признакам единственного жилья. Несоответствие является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения.

П. 4 ст. 213.10-1 ЗоБ: Утверждение Мирового соглашения влечет следующие последствия:

(1). На предмет ипотеки (жилое помещение, земельный участок) не обращается взыскание, указанные объекты не подлежат реализации в ходе банкротства.

(2). Требования Залогового кредитора не прекращаются по основаниям, предусмотренным ЗоБ.

(3). Требования Залогового кредитор подлежат удовлетворению на первоначальных условиях, без применения положений ЗоБ о наступлении срока исполнения обязательств при введении процедуры конкурсного производства (абз. 2 п. 1 ст. 126 ЗоБ), реализации имущества (абз. 2 п. 2 ст. 213.11 ЗоБ).

(4). Требования Залогового кредитора подлежат удовлетворению третьим лицом или гражданином за счет доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

(5). Требования Залогового кредитора исключаются из РТК и не удовлетворяются в процедуре банкротства.

(6). Утверждение мирового соглашения не влечет прекращение производства по делу о банкротстве (п. 7 ст. 213.10-1 ЗоБ).

П. 5 ст. 213.10-1 ЗоБ: если на момент заключения Мирового соглашения должник просрочил исполнения обязательств перед Залоговым кредитором, Мировое соглашение должно устанавливать срок и порядок погашения просроченного обязательства.

П. 6 ст. 213.10-1 ЗоБ: Если иного имущества гражданина (за исключением единственного жилья, обремененного ипотекой) недостаточно для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди реестра требований кредиторов («РТК»), суд утвердить мировое соглашение при условии, если на специальный банковский счет гражданина, открытый в порядке ст. 138 ЗоБ, будут внесены денежные средства для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди РТК. При этом размер денежных средств не может превышать 10% стоимости единственного жилья, определенной на основании отчета оценщика.

Порядок вступления изменений в законную силу

Закон № 298-ФЗ вступает в силу с 08.09.2024. Положения Закона применяются в т.ч. при рассмотрении дел о банкротстве гражданина, возбужденных до вступления Закона в силу, если к этому дню в рамках дела о банкротстве не было реализовано единственное жилье, обремененное ипотекой.

Указанные изменения являются законодательным развитием позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, направленных на защиту права на жилище. Изменения, на наш взгляд, заслуживают положительной оценки, как с точки зрения конституционных начал, так и с точки зрения соблюдения баланса прав и законных интересов должника и его кредиторов.

  1. Федеральный закон от 08.08.2024 № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В основном Закон изменил состав сведений, подлежащих размещению в ЕФРСБ. При этом большая часть изменений посвящена внесудебному банкротству граждан. Однако есть два важных изменения о составе сведений, публикуемых в банкротстве юридических лиц. Ниже приведен список основных изменений, внесенных Законом № 227-ФЗ:

 
Норма
Суть изменения
1.       П. 7.2 ст. 16 ЗоБ Теперь арбитражные управляющие («АУ») обязаны публиковать в ЕФРСБ сведения о предъявлении кредитором должника требований в любой процедуре банкротства (ранее публикации подлежали только сведения о требованиях, предъявленных в процедурах внешнего управления и конкурсного производства).
2.       П. 4 ст. 61.1 ЗоБ Указанная норма устанавливает для АУ обязанность опубликовать в ЕФРСБ сведения (1) о подаче в рамках дела о банкротстве заявлений о признании сделок недействительными, (2) о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения таких заявлений. Закон № 227-ФЗ дополняет норму предложением, которое конкретизирует перечень сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ. Так, в сообщении должны быть указаны:- Наименование должника-юридического лица или ФИО должника-гражданина, а также заявителя требования и стороны сделки.- ИНН или ОГРН должника-юридического лица или ФИО должника-гражданина, а также заявителя требования и стороны сделки.- Заявленное основание оспаривания сделки.- Реквизиты судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления.
3.       П. 2 ст. 100 ЗоБ (утратил силу) Указанная норма устанавливала обязанность внешнего управляющего опубликовать в ЕФРСБ сведения о получении требований кредиторов. Норма исключена в связи с включением в ЗоБ п. 7.2 ст. 16.
4.       П. 16 ст. 113 ЗоБ Теперь АУ обязаны включать в ЕФРСБ сообщения о принятии арбитражным судом:
— определения об удовлетворении заявления о намерении удовлетворить в полном объеме требования кредиторов к должнику;
— определения о признании требований кредиторов удовлетворенными.В сообщении должны быть отражены следующие сведения:
— Наименование должника-юридического лица или ФИО должника-гражданина.
— Наименование заявителя-юридического лица или ФИО заявителя-гражданина.
— ИНН или ОГРН должника и заявителя (при их наличии).
— Реквизиты судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления. Публикации подлежат также судебные акты о пересмотре указанных судебных актов.
5.       П. 3.6 ст. 223.2 ЗоБ Ранее лица, ответственные за исполнение исполнительного документа (судебный пристав-исполнитель, кредитная организация, лица, выплачивающие заработную плату) выдавали справки, подтверждающие отдельные условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке (например, неисполнение в полном объеме исполнительного документа, выданного не позднее одного года до обращения с заявлением). Теперь указанные лица могут не только выдавать справки,  но и предоставлять сведения о соблюдении условий.
6.       П. 5.1 ст. 223.2 ЗоБ Законодатель возложил на МФЦ обязанность публиковать в ЕФРСБ без размещения в открытом доступе не только сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства и предоставлении гражданином справок о соблюдении условий для внесудебного банкротства, но и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина.
7.       П. 5.2 ст. 223.2 ЗоБ Изменен список запросов, которые направляет оператор ЕФРСБ после включения МФЦ в ЕФРСБ проекта сообщения о внесудебном банкротстве гражданина.
8.       П. 5.3 ст. 223.2 ЗоБ Сведения о получении гражданином пенсии предоставляет не ФНС, а Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
9.       П. 5.3-1 ст. 223.2 ЗоБ Установлен порядок взаимодействия между Фондом пенсионного и социального страхования РФ, ФНС, кредитными организациями по вопросу о предоставлении сведений о счетах гражданина, открытых в кредитных организациях.
10.   П. 5.4 ст. 223.2 ЗоБ Расширен перечень сведений, которые предоставляет Фонд пенсионного и социального страхования РФ и ФССП в рамках процедуры внесудебного банкротства гражданина.
11.   П. 5.5 ст. 223.2 ЗоБ Ранее норма устанавливала порядок устранения несоответствия сведений о соблюдении гражданином условий для применения внесудебного банкротства. Сведения получаются из 2 источников:
— Из справок, предоставленных гражданином,
— Путем межведомственного взаимодействия.Ранее приоритет отдавался сведениям, полученным в порядке межведомственного взаимодействия.

Теперь приоритет отдается источнику, который подтверждает соблюдение условий для внесудебного банкротства.

12.   П. 5.6 ст. 223.2 ЗоБ Норма предусматривает последствия неподтверждения соответствия гражданина условиям для внесудебного банкротства (порядок возврата заявления, размещения сведений об этом в ЕФРСБ).
Вступление в законную силу Закон вступает в силу со дня опубликования.Поправки в части ЕФРСБ вступают в силу с 01.09.2024.Часть поправок ст. 223.2 ЗоБ (внесудебное банкротство граждан) вступает в силу с 01.09.2025

На наш взгляд, изменения в части раскрытия в ЕФРСБ дополнительных сведений являются неудачными. Получить указанные сведения можно в полном объеме в картотеке арбитражных дел (особенно с учетом майских изменений), их публикация в ЕФРСБ не позволит раскрыть перед участниками оборота новую информацию и приведет исключительно к росту расходов на процедуру, увеличит нагрузку на арбитражных управляющих. Изменения в части регулирования внесудебного банкротства в основном носят технический, но необходимый характер.

 

Бонусный пункт:

08.08.2024 также принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Среди прочего указанный закон устанавливает новый размер государственных пошлин, применяемых при рассмотрении судебных дел в порядке арбитражного судопроизводства. Новый размер государственных пошлин приведен на стр. 84-90 Закона № 259-ФЗ по ссылке:

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080089?index=1

Напоминаем, что ранее Верховный Суд РФ разъяснил, что совершение различных процессуальных действий в делах о банкротстве также облагается государственной пошлиной (ответ на вопрос № 2 Обзора Верховного Суда РФ № 1 за 2024 год (стр. 112-114). С учетом разъяснений Верховного Суда РФ, указанные изменения налогового законодательства окажут значительное влияние на потенциальные стратегии ведения процедур банкротства несостоятельных должников.

Ознакомиться с Обзором в формате PDF >

Это интересно

Рейтинги

Партнеры