08.08.2024 на официальном интернет-портале правовой информации опубликованы два федеральных закона, которые внесли изменения в действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» («ЗоБ»).
Закон вводит два новых института, которые направлены на сохранение единственного жилья гражданина, являющегося предметом ипотеки. Требования «ипотечного» кредитора могут быть погашены Третьим лицом в порядке ст. 113 ЗоБ. Кроме того, должник и «ипотечный» кредитор вправе заключить отдельное мировое соглашение в отношении обязательств, обеспеченных единственным жильем. Подробное описание институтов дано ниже.
Институт № 1 установлен п. 5 ст. 213.10 ЗоБ. Норма предусматривает возможность выборочного погашения третьим лицом в порядке ст. 113 ЗоБ требований залогового кредитора, обеспеченных ипотекой единственного жилья («Залоговый кредитор»). То есть путем подачи заявления о намерении погасить требования Залогового кредитора («Заявление о намерении»). Ранее выборочное погашение «ипотечных» требований являлось невозможным.
Заявление о погашении требований залогового кредитора может быть подано третьим лицом по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом (п. 2 ст. 213.8 ЗоБ).
Денежные средства, перечисленные третьим лицом, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа. Срок возврата займа определен моментом востребования. При этом требования о возврате займа может быть предъявлено третьим лицом не ранее чем через 3 года с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, или прекращения производства по делу о банкротстве.
Если иного имущества гражданина (за исключением единственного жилья, обремененного ипотекой) недостаточно для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди реестра требований кредиторов («РТК»), суд вправе удовлетворить Заявление о намерении при условии, если на специальный банковский счет гражданина, открытый в порядке ст. 138 ЗоБ, будут внесены денежные средства для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди РТК. При этом размер денежных средств не может превышать 10% стоимости единственного жилья, определенной на основании отчета оценщика. В указанной части норма является отсылочной. Правило установлено в еще одной новелле, введенной Законом № 298-ФЗ, – п. 6 ст. 213.10-1 ЗоБ.
При рассмотрении Заявления о намерении суд проверяет соответствие объекта ипотеки признакам единственного жилья. Несоответствие является основанием для отказа в удовлетворении Заявления о намерении.
Институт № 2 установлен ст. 213.10-1 ЗоБ.
П. 1 ст. 213.10-1 ЗоБ: Должник-гражданин и «ипотечный» кредитор вправе заключить отдельное мировое соглашения, которое не распространяется на отношения должника с другими его кредиторами («Мировое соглашение»). Ранее такая возможность отсутствовала.
Абз. 1-3 п. 2 ст. 213.10-1 ЗоБ: Заключение Мирового соглашения не требует согласия финансового управляющего, а также других кредиторов должника. Решение принимает только должник и Залоговый кредитор (или несколько Залоговых кредиторов).
Абз. 4 п. 2 ст. 213.10-1 ЗоБ: Если единственное жилье обременено несколькими залогами (последующей ипотекой) в заключении Мирового соглашения должны участвовать все Залоговые кредиторы, чьи требования включены в РТК в качестве залоговых.
Абз. 5 п. 2 ст. 213.10-1 ЗоБ: Участниками Мирового соглашения также могут являться Третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности по Мировому соглашению.
П. 3 ст. ст. 213.10-1 ЗоБ: Мировое соглашение утверждает арбитражный суд.
П. 8 ст. 213.10-1 ЗоБ: При утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет соответствие объекта ипотеки признакам единственного жилья. Несоответствие является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения.
П. 4 ст. 213.10-1 ЗоБ: Утверждение Мирового соглашения влечет следующие последствия:
(1). На предмет ипотеки (жилое помещение, земельный участок) не обращается взыскание, указанные объекты не подлежат реализации в ходе банкротства.
(2). Требования Залогового кредитора не прекращаются по основаниям, предусмотренным ЗоБ.
(3). Требования Залогового кредитор подлежат удовлетворению на первоначальных условиях, без применения положений ЗоБ о наступлении срока исполнения обязательств при введении процедуры конкурсного производства (абз. 2 п. 1 ст. 126 ЗоБ), реализации имущества (абз. 2 п. 2 ст. 213.11 ЗоБ).
(4). Требования Залогового кредитора подлежат удовлетворению третьим лицом или гражданином за счет доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
(5). Требования Залогового кредитора исключаются из РТК и не удовлетворяются в процедуре банкротства.
(6). Утверждение мирового соглашения не влечет прекращение производства по делу о банкротстве (п. 7 ст. 213.10-1 ЗоБ).
П. 5 ст. 213.10-1 ЗоБ: если на момент заключения Мирового соглашения должник просрочил исполнения обязательств перед Залоговым кредитором, Мировое соглашение должно устанавливать срок и порядок погашения просроченного обязательства.
П. 6 ст. 213.10-1 ЗоБ: Если иного имущества гражданина (за исключением единственного жилья, обремененного ипотекой) недостаточно для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди реестра требований кредиторов («РТК»), суд утвердить мировое соглашение при условии, если на специальный банковский счет гражданина, открытый в порядке ст. 138 ЗоБ, будут внесены денежные средства для погашения требований кредиторов 1 и 2 очереди РТК. При этом размер денежных средств не может превышать 10% стоимости единственного жилья, определенной на основании отчета оценщика.
Порядок вступления изменений в законную силу
Закон № 298-ФЗ вступает в силу с 08.09.2024. Положения Закона применяются в т.ч. при рассмотрении дел о банкротстве гражданина, возбужденных до вступления Закона в силу, если к этому дню в рамках дела о банкротстве не было реализовано единственное жилье, обремененное ипотекой.
Указанные изменения являются законодательным развитием позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, направленных на защиту права на жилище. Изменения, на наш взгляд, заслуживают положительной оценки, как с точки зрения конституционных начал, так и с точки зрения соблюдения баланса прав и законных интересов должника и его кредиторов.
В основном Закон изменил состав сведений, подлежащих размещению в ЕФРСБ. При этом большая часть изменений посвящена внесудебному банкротству граждан. Однако есть два важных изменения о составе сведений, публикуемых в банкротстве юридических лиц. Ниже приведен список основных изменений, внесенных Законом № 227-ФЗ:
№ |
Норма |
Суть изменения |
1. | П. 7.2 ст. 16 ЗоБ | Теперь арбитражные управляющие («АУ») обязаны публиковать в ЕФРСБ сведения о предъявлении кредитором должника требований в любой процедуре банкротства (ранее публикации подлежали только сведения о требованиях, предъявленных в процедурах внешнего управления и конкурсного производства). |
2. | П. 4 ст. 61.1 ЗоБ | Указанная норма устанавливает для АУ обязанность опубликовать в ЕФРСБ сведения (1) о подаче в рамках дела о банкротстве заявлений о признании сделок недействительными, (2) о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения таких заявлений. Закон № 227-ФЗ дополняет норму предложением, которое конкретизирует перечень сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ. Так, в сообщении должны быть указаны:- Наименование должника-юридического лица или ФИО должника-гражданина, а также заявителя требования и стороны сделки.- ИНН или ОГРН должника-юридического лица или ФИО должника-гражданина, а также заявителя требования и стороны сделки.- Заявленное основание оспаривания сделки.- Реквизиты судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления. |
3. | П. 2 ст. 100 ЗоБ (утратил силу) | Указанная норма устанавливала обязанность внешнего управляющего опубликовать в ЕФРСБ сведения о получении требований кредиторов. Норма исключена в связи с включением в ЗоБ п. 7.2 ст. 16. |
4. | П. 16 ст. 113 ЗоБ | Теперь АУ обязаны включать в ЕФРСБ сообщения о принятии арбитражным судом: — определения об удовлетворении заявления о намерении удовлетворить в полном объеме требования кредиторов к должнику; — определения о признании требований кредиторов удовлетворенными.В сообщении должны быть отражены следующие сведения: — Наименование должника-юридического лица или ФИО должника-гражданина. — Наименование заявителя-юридического лица или ФИО заявителя-гражданина. — ИНН или ОГРН должника и заявителя (при их наличии). — Реквизиты судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления. Публикации подлежат также судебные акты о пересмотре указанных судебных актов. |
5. | П. 3.6 ст. 223.2 ЗоБ | Ранее лица, ответственные за исполнение исполнительного документа (судебный пристав-исполнитель, кредитная организация, лица, выплачивающие заработную плату) выдавали справки, подтверждающие отдельные условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке (например, неисполнение в полном объеме исполнительного документа, выданного не позднее одного года до обращения с заявлением). Теперь указанные лица могут не только выдавать справки, но и предоставлять сведения о соблюдении условий. |
6. | П. 5.1 ст. 223.2 ЗоБ | Законодатель возложил на МФЦ обязанность публиковать в ЕФРСБ без размещения в открытом доступе не только сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства и предоставлении гражданином справок о соблюдении условий для внесудебного банкротства, но и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина. |
7. | П. 5.2 ст. 223.2 ЗоБ | Изменен список запросов, которые направляет оператор ЕФРСБ после включения МФЦ в ЕФРСБ проекта сообщения о внесудебном банкротстве гражданина. |
8. | П. 5.3 ст. 223.2 ЗоБ | Сведения о получении гражданином пенсии предоставляет не ФНС, а Фонд пенсионного и социального страхования РФ. |
9. | П. 5.3-1 ст. 223.2 ЗоБ | Установлен порядок взаимодействия между Фондом пенсионного и социального страхования РФ, ФНС, кредитными организациями по вопросу о предоставлении сведений о счетах гражданина, открытых в кредитных организациях. |
10. | П. 5.4 ст. 223.2 ЗоБ | Расширен перечень сведений, которые предоставляет Фонд пенсионного и социального страхования РФ и ФССП в рамках процедуры внесудебного банкротства гражданина. |
11. | П. 5.5 ст. 223.2 ЗоБ | Ранее норма устанавливала порядок устранения несоответствия сведений о соблюдении гражданином условий для применения внесудебного банкротства. Сведения получаются из 2 источников: — Из справок, предоставленных гражданином, — Путем межведомственного взаимодействия.Ранее приоритет отдавался сведениям, полученным в порядке межведомственного взаимодействия. Теперь приоритет отдается источнику, который подтверждает соблюдение условий для внесудебного банкротства. |
12. | П. 5.6 ст. 223.2 ЗоБ | Норма предусматривает последствия неподтверждения соответствия гражданина условиям для внесудебного банкротства (порядок возврата заявления, размещения сведений об этом в ЕФРСБ). |
Вступление в законную силу | Закон вступает в силу со дня опубликования.Поправки в части ЕФРСБ вступают в силу с 01.09.2024.Часть поправок ст. 223.2 ЗоБ (внесудебное банкротство граждан) вступает в силу с 01.09.2025 |
На наш взгляд, изменения в части раскрытия в ЕФРСБ дополнительных сведений являются неудачными. Получить указанные сведения можно в полном объеме в картотеке арбитражных дел (особенно с учетом майских изменений), их публикация в ЕФРСБ не позволит раскрыть перед участниками оборота новую информацию и приведет исключительно к росту расходов на процедуру, увеличит нагрузку на арбитражных управляющих. Изменения в части регулирования внесудебного банкротства в основном носят технический, но необходимый характер.
Бонусный пункт:
08.08.2024 также принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Среди прочего указанный закон устанавливает новый размер государственных пошлин, применяемых при рассмотрении судебных дел в порядке арбитражного судопроизводства. Новый размер государственных пошлин приведен на стр. 84-90 Закона № 259-ФЗ по ссылке:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080089?index=1
Напоминаем, что ранее Верховный Суд РФ разъяснил, что совершение различных процессуальных действий в делах о банкротстве также облагается государственной пошлиной (ответ на вопрос № 2 Обзора Верховного Суда РФ № 1 за 2024 год (стр. 112-114). С учетом разъяснений Верховного Суда РФ, указанные изменения налогового законодательства окажут значительное влияние на потенциальные стратегии ведения процедур банкротства несостоятельных должников.