Разъяснение по осуществлению адвокатами деятельности эскроу-агента

26 Апрель 2019
Автор: Сергей Будылин

Комментарий Сергея Будылина по обновлению Разъяснения №02/19 Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ

Советник АБ «Бартолиус» Сергей Будылин прокомментировал новое Разъяснение №02/19 Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ, опубликованное 24 апреля 2019 года.

Эксперт отметил, что договор эскроу – это очень удобный инструмент, который давно известен за рубежом, но законодательно оформлен в России лишь в прошлом году. «Суть его состоит в том, что деньги или иное имущество, подлежащее передаче в рамках некой сделки, передаются не напрямую от одного участника сделки другому, а через третье лицо (эскроу-агента), которое предварительно проверяет факт выполнения встречных обязательств второй стороной сделки. Это позволяет решить остро стоящую проблему доверия между сторонами (например, в сделках купли-продажи недвижимости)», – отметил он.

По его мнению, адвокат является одной из наилучших кандидатур на роль эскроу-агента. «Ввиду довольно плотного регулирования адвокатской деятельности у обеих сторон сделки есть некоторые основания доверять адвокату как независимому агенту. Однако во избежание проблем адвокату, действующему в качестве эскроу-агента, следует отчетливо осознавать свою роль в договоре и правовые отношения со сторонами договора. Эскроу-агент по своей правовой природе является фидуциарием, которому вверено управление чужим имуществом на доверительной основе. Проблема здесь в том, что у эскроу-агента есть сразу два принципала (стороны сделки), интересы которых находятся в конфликте и которые он обязан блюсти как “зеницу ока”. Так, в случае необоснованной передачи имущества или, наоборот, неправомерного отказа в передаче имущества адвокат будет нести ответственность за нарушение фидуциарных обязанностей перед пострадавшей стороной», – пояснил Сергей Будылин.

По словам эксперта, то обстоятельство, что адвокат в роли эскроу-агента фактически предоставляет юридические услуги сразу двум доверителям, интересы которых противоречат друг другу, возлагает на него некоторые дополнительные этические обязанности: «Нужно получить их явное согласие на действие адвоката в качестве эскроу-агента, несмотря на наличие конфликта интересов, а также разрешение на использование информации, полученной от обоих лиц в связи с договором, ведь эскроу-агент – “слуга двух господ”».

Сергей Будылин считает, что адвокатам следует внимательно ознакомиться с гражданско-правовой конструкцией договора условного депонирования, предусмотренной ГК. Так, например, стоит обратить внимание, что договор эскроу во многих случаях подлежит нотариальному заверению, а безналичные деньги, полученные эскроу-агентом, следует депонировать на особом «номинальном счете» (который не следует путать со счетом эскроу).

Полная версия публикации: https://www.advgazeta.ru/novosti/kes-obnovila-razyasnenie-po-osushchestvleniyu-advokatami-deyatelnosti-eskrou-agenta/

Это интересно

Рейтинги

Партнеры