ОАЭ и искусственный интеллект: законодательство нового века или риск для правового порядка?
Правительство ОАЭ объявило о запуске программы, которая предполагает использование искусственного интеллекта для написания и корректировки законодательства. На основе масштабной базы данных, включающей федеральные и местные законы, а также данные о судебных решениях и государственных услугах, ИИ будет анализировать информацию и предлагать изменения в действующие законы. В правительстве уверены, что использование ИИ позволит ускорить процесс принятия законов на 70%.
«Эта новая законодательная система, основанная на искусственном интеллекте, изменит то, как мы создаем законы, сделав процесс более быстрым и более точным», — сказал шейх Мохаммад бин Рашид Аль Мактум, правитель Дубая и вице-президент ОАЭ, цитируемый государственными СМИ.
Однако, как отмечают эксперты, использование ИИ в законодательном процессе связано с серьезными рисками.
«Модели искусственного интеллекта впечатляют, но они продолжают “галлюцинировать” и имеют проблемы с надежностью и стабильностью», — предупредил Винсент Штрауб, исследователь из Оксфордского университета. «Мы не можем им доверять».
И действительно, несмотря на свою способность генерировать текст, ИИ может предложить решения, которые логичны для алгоритма, но совершенно неприемлемы в реальной жизни.
Как отметил Киган МакБрайд, преподаватель Оксфордского интернет-института, «Автократические страны, как ОАЭ, могут двигаться быстрее, чем многие демократические страны, что позволяет им экспериментировать с более рискованными инновациями, такими как использование ИИ в законодательстве».
Комментарий Мухамеда Афаунова, адвоката и партнера АБ «Бартолиус»:
В США и европейских странах ИИ используется в основном как инструмент поддержки и анализа в законодательной и регулирующей деятельности, но не для самостоятельного создания законов. Акцент делается на регулировании ИИ, управлении рисками, защите прав и обеспечении безопасности, а не на замене человека в процессе законотворчества.
Китай, который в 2023 году стал первым в мире государством, принявшим закон о регулировании генеративного ИИ, на данном этапе активно внедряет его в процессы анализа и поддержки законодательной деятельности. Хотя пока ИИ не заменяет человека в написании законов, он помогает в оценке рисков, анализе данных и подготовке нормативных документов.
В России в настоящее время создаются рабочие группы по законодательному регулированию ИИ и рассматриваются возможности его применения в госуправлении, но прямого использования ИИ для написания законов пока нет.
Поэтому шаг ОАЭ в сторону ИИ-законотворчества, несомненно, амбициозный и технологически смелый. Однако возникает вопрос: каковы правовые и этические последствия, когда нормы, регулирующие общество, создаёт не человек, а алгоритм? ИИ может анализировать огромное количество информации, предлагать структурные улучшения, выявлять противоречия в праве, но вряд ли он способен учитывать контекст, традиции, социальную чувствительность и моральные дилеммы, с которыми сталкивается законодатель той или иной страны.
Кроме того, в условиях ограниченной публичной дискуссии и отсутствия демократических процедур, как в ОАЭ, такой подход рискует превратить законодательство в технократический механизм, обслуживающий власть, а не граждан.
Примечательно, что резкий рывок в развитии ИИ и повсеместному его применению сделали страны, которые считаются не самыми демократичными. Конкретной количественной статистики, однозначно связывающей уровень развития ИИ с типом политического режима, в открытых источниках немного. Однако ряд исследований показывают, что авторитарные режимы чаще и глубже внедряют ИИ для контроля и подавления, тогда как демократические страны делают акцент на регулировании и этическом использовании технологий.
ИИ может быть помощником, но не архитектором закона. Пока мы не научили машины понимать человека в полной мере, делегировать им право менять судьбы людей — преждевременно и опасно.