ВС о правах супруги банкрота на деньги от продажи совместной квартиры

20 Сентябрь 2022
Автор: Наталья Васильева

Апелляционный и кассационный суды поддержали конкурсного кредитора, настаивавшего на включении всех вырученных от продажи квартиры денег в конкурсную массу банкрота.

В 2018 году суд признал Роберта Баяндурова банкротом. При этом еще в период брака Баяндуров и его жена Юлия Щекодько купили квартиру, которую оформили на супругу. В 2015 году Юлия Щекодько подарила эту квартиру своей матери. Однако в рамках процедуры банкротства Баяндурова эта сделка была успешно оспорена, квартира возвращена супруге и затем продана с торгов. Апелляционный и кассационный суды поддержали конкурсного кредитора, настаивавшего на включении всей вырученной от продажи квартиры суммы в конкурсную массу банкрота. Тем не менее, Верховный суд решил рассмотреть 10 октября 2022 года жалобу Юлии Щекодько, считающей, что ей все же полагается половина полученных от продажи квартиры денег (дело А45-3050/2018).

По мнению партнера АБ «Бартолиус» Натальи Васильевой, суд первой инстанции верно рассмотрел спор и его судебный акт подлежит оставлению без изменения, а судебные акты вышестоящих инстанций отмене. «Суд установил, что на основании ст. 167 ГК РФ реституция означает восстановление положения, существовавшего до совершения недействительной сделки, то есть восстановление режима общей совместной собственности на имущество, составляющее объект сделки. Указанное ведет к возникновению у супруга должника права на получение доли денежных средств, составляющих стоимость данного имущества, после их поступления в конкурсную массу должника. С торгов подлежит продаже все имущество целиком, что и было осуществлено в рассматриваемом деле», — отметила юрист.

В связи с чем, считает Наталья Васильева, спорной представляется финальная фраза в определении ВС о том, что суды фактически прекратили право собственности супруги должника на долю в квартире (именно в квартире, а не в совместно нажитом имуществе в виде денег), поскольку судебная практика благополучно отошла от выделения супругу в имуществе должника долей в сторону продажи имущества целиком и выдела супругу должника части денежных средств в размере, соответствующем доле супруга в совместном имуществе. «Поэтому верной была бы мысль о прекращении права собственности супруги на часть денежных средств, вырученных от продажи квартиры, но никак не о праве собственности на долю в квартире. Возврат к ранее имевшей место ошибочной практике раздела долей в имуществе наполнит рынок недвижимости (помещения, земельные участки) долями, ликвидность которых ниже, нежели объекта целиком, что не будет являться позитивным явлением», — отметила она.

Окончательное формирование практики по поставленному вопросу именно на уровне Верховного Суда крайне важно и долгожданно, поскольку возросшее число банкротств граждан с последующим оспариванием их сделок (или сделок их супругов) в процедуре банкротства неминуемо ведет к возникновению споров о правах супругов должников на совместно нажитое имущество, подытожила Наталья Васильева.

Полная версия публикации: https://probankrotstvo.ru/news/vs-razberetsia-v-pravax-suprugi-bankrota-na-dengi-ot-prodazi-sovmestnoi-kvartiry-869

Это интересно

Рейтинги

Партнеры