7 апреля 2023 газета «Ведомости» провела свой традиционный Юридический форум. Участники пленарной сессии «Год под знаком беспрецедентности», в которой принял участие Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай, обсудили новации западного правосудия – а также планы развития российского и связанные с этим риски.
В своем выступлении, среди прочего, Юлий Тай отметил следующее: «Неизбежность серых технологий, начиная с серого импорта, с которым мы так долго боролись, продолжая перебивкой коносаментов, номеров у машин, самолетов и иже с ними, приводит к формированию некой серой зоны. А серая зона, как учит нас история, и не только России, но и вся мировая, приводит к появлению вместо адвокатов ребят с бейсбольными битами. И я всегда об этом призываю задумываться, когда мы начинаем играть в эту полуправду или полузаконность. Возвращаясь к висящей здесь картине: у нас возник идеальный шторм. Я в профессии с 1998 г. и много всяких кризисов пережил, но сейчас собралось все одновременно и еще даже то, чего не было никогда.
В чем проблема? Нас бьют, права наши нарушаются, собственность как бы становится условной и т. д. – но в ответ на это думающее и зрелое общество должно прежде всего у себя навести порядок и не нарушать закон, уважать право собственности и все остальные вещи соблюдать. Что же мы видим? Во-первых, у нас развернулась в полный рост деприватизация. Генеральная прокуратура – ни дня без нового искового требования по возврату активов, которые были приватизированы в 1990, в 1991, в 1993 гг. и т. д. То есть с 33-летней исковой давностью. По Соликамской магниевой компании пришел второй дополнительный иск, уже к 1660 ответчикам, физическим лицам, большинство из которых купили акции вообще в 2021–2023 гг. У них, ссылаясь на незаконность приватизации в 90-е гг., уже арестовали акции, и [в исходе дела] нет никаких сомнений.
Мурманский рыбный порт, идет целый комплекс действий, ФАС подключился туда же. И самое главное даже не что происходит, а как: судебное заседание в суде общей юрисдикции начинается в 10.00 и в большинстве случаев заканчивается в 2.00 или в 3.00 утра уже вынесенным решением. И когда появляется текст решения, мы понимаем, что этот набор слов не означает ровным счетом ничего. В принципе, надо было не марать 60 страниц бумаги, можно было просто написать: «Это наше, потому что это наше». Никакого обоснования там нет, это голая воля государства, которую я никак, кроме как эволюционным правосознанием, назвать не могу.
Надо это делать или не нужно – это уже второй вопрос, это вопрос внутренней политики и прочее. Но это в любом случае истончает правовую ткань. Я абсолютно убежден, вслед за известным героем Михаила Булгакова: как осетрина не бывает второй свежести, так и правосудие не бывает второй свежести. Неоднократно Алексеем [Станкевичем] подчеркнуто слово «элегантно»: элегантно добавляем 5% протекционизма в один процесс, во второй и в третий, мы никогда не знаем, где это надо. И, может, действительно надо. Я не исключаю, что есть такие случаи, что можно и не регистрировать недвижимость посольства США. Но сегодня мы запрещаем посольству США, завтра – посольству Замбии, которое вроде бы ни в чем не виновато, а потом – и не посольству, а просто Иванову, Петрову и Сидорову. И объяснить, почему здесь можно, а там нет, довольно трудно. Правовая ткань истончается, и чрезвычайно быстро. Если мы говорим, что так можно, и люди видят, что так у государства выходит, то дальше это неизбежно будет происходить, как в электричках – «далее со всеми остановками». И что это где-то приостановится – такое оптимистичное предположение не имеет никаких подтверждений во всей мировой истории.
И примеров таких очень много. Сейчас с легкой руки тоже той же самой Генеральный прокуратуры появился тоже очень элегантный способ получения денежных средств в исполнительном производстве. Приставы приходят вместе с Генеральной прокуратурой в суд и говорят: «У нас требования на миллион рублей, и мы хотим забрать 100% акций этого общества, у них уставный капитал миллион». А то, что он стоит, может, миллиард долларов, это никого не интересует. Я не фантазирую: по уставному капиталу забирается общество – это абсолютная действительность, это применение.
Начинается это все с [экс-главы Серпуховскго района Московской области Александра] Шестуна, [бенефициара холдинга «Форум» Дмитрия] Михальченко и прочих, а сейчас – более 400 исков в отношении всех, кто там рядом проходил, кто рядом находился, все они тоже становятся токсичными. Уже методички есть по изъятию подобного рода имущества. И я полагаю, что нам стоит всем задуматься, готовы ли мы с этим мириться и должны ли мы к этому отнестись с философским спокойствием, которое Алексей в данном случае испытывает.
Кстати, деятельность Верховного суда я тоже оцениваю высоко: далеко не все, но многие его судьи героически и самоотверженно уже долгие годы создают правопорядок, прежде всего в области корпоративного права, банкротства, остальные там немножко подотстают. Я не пытаюсь малевать все черной краской, я говорю о тенденциях, которые очевидно бросаются в глаза и встречаются повсеместно.
То же с интеллектуальной собственностью. Мы помним видеосалоны, они вообще не знали, что такое авторское право. Потом постепенно мы начали двигаться в сторону чего-то правильного. Мы начали привыкать к Okko, Ivi, Netflix. Теперь что мы слышим? Про «цап-царап», да? Как пострадает Netflix, ушедший из страны, от того, что мы будем незаконно его смотреть? Приблизительно никак. Но человек, незаконно посмотревший Netflix, начнет незаконно смотреть Okko, и все опять вернутся на торренты и пиратские сайты – а оттуда многие ушли. Страна перевоспиталась, Москва научилась парковаться по-человечески, а вся страна научилась соблюдать хоть как-то авторские права. И какой нам посыл дает Верховный суд? Он рассматривает дело Dior и говорит, что очки за полторы тысячи не могут быть Dior априорно, а раз так, то, значит, права Dior никак не нарушены. Ну хорошо, Dior не жалко, а как мы будем защищать «Большевичек» или что у нас там есть, трудно сказать…»
Полная версия сессии: https://www.vedomosti.ru/forum/yuridicheskiy_forum_rossii_2023/article/2023/05/02/973266-londonom-bitoi