15 ноября Татьяна Стрижова, старший юрист, АБ «Бартолиус», приняла участие в конференции Litigation Forum Pravo.ru и сделала доклад на тему «Будущее IP споров».
Татьяна рассказала о правовых трендах 2022-2023 гг. в области патентов и авторских прав. Поддерживать патенты в силе, в частности, если правообладатель иностранное лицо, — одна из актуальных тенденций в сфере патентования, отметила эксперт. Среди прочего это обусловлено тем, что из-под санкций почти сразу вывели платежи, касающиеся патентов. Например, в США уже в мае ввели поправки в санкционные пакеты. Они позволяют финансировать поддержку патентов, которые охраняются на территории РФ, заметила юрист.
«Иностранные государства тоже заинтересованы в поддержке инновационных продуктов своих правообладателей на территории России», — сообщила эксперт.
Судебная практика по патентному праву, по мнению юриста, продолжает приобретать гибкие черты, изменяется подход к «вечно зеленым патентам», что роднит ее с уже развитой практикой по товарным знакам (в части доводов по недобросовестной конкуренции, злоупотреблению правом при регистрации).
Татьяна Стрижова обратила внимание на непростое положение российских артистов в области авторских прав. У отечественных исполнителей в основном были договоры о музыкальной онлайн-дистрибуции с иностранными компаниями. Сделки предусматривали исключительные лицензии на монетизацию контента на музыкальных платформах. После начала СВО, когда зарубежные фирмы стали сворачивать свои проекты, эти лицензионные контракты заморозили. Проблема в том, что сделки приостановили на неопределенное время, а новые договоры с российскими аналоговыми площадками артисты не могут заключать, потому что они связаны старыми контрактами. Так исполнители оказываются в ситуации, когда они не могут монетизировать свои произведения на альтернативных площадках.
Чаще всего по контрактам с иностранными компаниями применимое право и подсудность — зарубежные. По мнению Стрижовой, в подобных случаях можно попытаться получить письмо-согласие на монетизацию контента в период заморозки контракта через другие платформы на территории заинтересованных государств. Но такой способ работает не всегда, заметила эксперт. Здесь играют роль отношения артиста с иностранной компанией, обратила внимание эксперт.
Отдельный блок выступления Стрижовой был посвящен развитию регулирования в области программ для ЭВМ, в частности юрист рассказала о счете «О» для расчетов с недружественными правообладателями, эксперименте с национальным репозиторием и идеях запрета на расторжение лицензионных соглашений.
В завершении выступления юрист затронула животрепещущий вопрос принудительного лицензирования и ответила на вопросы об универсальности такого лицензирования применительно к различными объектам интеллектуальной собственности.
Подробнее о мероприятии: https://pravo.ru/story/243869/