Суд принял иск художницы «Ежика в тумане» к Банку России

07 Февраль 2025
Автор: Татьяна Стрижова

Туманное правовое регулирование советского мультипликационного наследия вновь привело к судебному разбирательству. На этот раз Мещанский суд Москвы рассмотрит иск художника-постановщика мультфильма «Ежик в тумане» Франчески Ярбусовой о защите авторских прав против Банка России, который в сентябре 2024 года выпустил три памятные монеты с изображением Ежика.

Банк России утверждает, что права на Ежика были получены у ООО «Союзмультфильм», обладающего исключительной лицензией на мультфильм и его персонажей.

Комментарий Стрижовой Татьяны, адвоката, партнера адвокатского бюро «Бартолиус»:
 

Споры между авторами отдельных объектов интеллектуальной собственности, ставших основой легендарных советских мультфильмов, широко распространены в судебной практике. Примером может служить цепочка громких дел Э. Успенского и Союзмультфильма по поводу «Простоквашино». Авторы и правообладатели различных объектов (литературных и художественных произведений) недоумевают: почему Союзмультфильм является единственным выгодоприобретателем от использования этих объектов, а авторов обходят стороной?

Причина заключается, с одной стороны, в отсутствии адекватного перехода от советского регулирования к российскому, а с другой стороны – в недостаточной прозрачности статуса сложных и производных произведений.

Говоря о советском регулировании, необходимо отметить, что авторские права на аудиовизуальное произведение, а, следовательно, и на персонажей мультипликационных фильмов — действующих лиц в произведении — признавались за юридическим лицом, предприятием, осуществившим съемку фильма, что соответствовало на момент создания мультфильмов требованиям ч. 1 ст. 486 ГК РСФСР. С учетом переходных норм ГК РФ, Союзмультфильм приобрел исключительное право на советское анимационное наследие, включая права на персонажей.

Авторы произведений, использованных при создании мультфильмов, формально продолжают сохранять права на свои произведения, но как им продолжать самостоятельное и независимое использование двух объектов исключительных прав, очень близких между собой? Как понять, используется ли персонаж мультфильма или художественное произведение в виде изображения ежика? С кем договариваться и кому платить роялти? Насколько свободно могут обращаться сложные и производные произведения по отношению к первоначальным объектам?

Эта проблематика не была разрешена законом и касается не только советских мультфильмов, но и советского кино. О дискуссионности вопросов свидетельствует, например, полемика, развернувшаяся на заседании НКС при СИПе РФ при обсуждении проекта обзора судебной практики по вопросам, возникающим при применении норм о сложных объектах и производных произведениях. К слову, указанный обзор до сих пор не принят. Подобные вопросы поднимаются сейчас перед Судом по интеллектуальным правам в деле № А56-108202/2023, где адвокаты Бюро отстаивают позицию о самостоятельности и полной оборотоспособности прав на советские кинофильмы.

Это интересно

Рейтинги

Партнеры