ФАС добивается права контролировать конкурентное распределение бюджетных субсидий в РФ в Верховном суде.
Несогласные с этим региональные власти оспаривают полномочия службы в судах, но в арбитражной системе не сложилось единого мнения по разрешению таких споров. Юристы считают, что антимонопольный контроль за распределением субсидий на конкурсе необходим — речь идет о триллионах рублей в год и высоких коррупционных рисках, а контроля Счетной палаты и Казначейства недостаточно. Минфин же настаивает на конкуренции получателей субсидий и унификации и автоматизации их отбора — к 2025 году такие требования распространятся на бюджеты всех уровней.
Верховному суду (ВС) предстоит определить полномочия ФАС по контролю процедур распределения субсидий из бюджета. По ст. 78 Бюджетного кодекса (БК), получатели субсидий, включая гранты, могут выбираться как решениями исполнительной власти, так и «по результатам проведения отбора получателей субсидий». Отбор проводится на конкурентной основе путем запроса предложений (по критериям и очередности поступления заявок) либо на конкурсе. Соблюдение процедур отбора и хочет контролировать ФАС.
Конкретно спор в ВС касается выделения средств из бюджета Омска на проведение капремонта домов на конкурсной основе — с оговорками о недопуске заявок, включающих работы, не относящиеся к общему имуществу либо к указанным в акте департамента городского хозяйства видам.
Победителем конкурса стало АО «Омскэлектро», с которым в декабре 2019 года власти подписали договор. Но в августе 2021 года областное управление ФАС по итогам проверки пришло к выводу, что при выборе компании омские власти нарушили ст. 17 закона о защите конкуренции. Департамент имущества и «Омскэлектро» оспорили это решение в суде.
Арбитражный суд Омской области в марте 2022 года встал на сторону ФАС, признав, что были «основания для отказа» в допуске заявки АО к участию в конкурсе и предоставления субсидии (отсутствие ряда документов и включение в ведомости непредусмотренных работ). Довод омских властей, что конкурс не подлежит контролю ФАС, суд отклонил, указав, что отбор получателей субсидии — разновидность конкурентной процедуры. Апелляция с этим согласилась, но кассация признала решение ФАС незаконным, посчитав, что конкурс получателей субсидий не относится к обязательным процедурам для «предупреждения и пресечения монополистической деятельности», а «его результаты не оказывают влияния на конкуренцию». Эту позицию ФАС и обжаловала в ВС, настаивая, что спорная процедура «по своей природе является торгами в контексте антимонопольного законодательства». ВС счел доводы заслуживающими внимания и передал спор в экономколлегию. Слушание назначено на 19 июля.
Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай считает, что «логично не блокировать полномочия ФАС — в механизме, когда орган власти бесконтрольно сам выбирает получателя субсидий, очевидно, заложен коррупционный риск», а жаловаться бизнесу «больше некому».
Полная версия публикации: https://clck.ru/34tZJY