«В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем. Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной — за меня уже некому было заступиться.»
Пастор Мартин Нимеллер
Живу на свете уже немало, но не перестаю удивляться. Многим вещам удивляюсь, но, в частности, совпадениям. Пару лет назад, отдыхая заграницей на новогодних каникулах в достаточно приятном и безоблачном (как в прямом, так и переносном смысле слова) месте, читал книги (из той большой стопки, которая скапливается дома в кабинете, но потом истощается в обильных командировках и редких (и от того еще более приятных) отпусках). Одна из них и безусловно самая сильная, но тягостная была книга Д.Рейфилда «Сталин и его подручные». Разумеется, это историческое исследование не входит даже в первую сотню книг, которые я прочел на тему Сталина и сталинизма, репрессий и т.д., но степень проработки, детализация, ссылки, цифры, и даже форма подачи, конечно не могла не задеть меня за живое (вернее сказать «кипела в жилах кровь» и «волосы дыбом»). Дочитав книгу и завершая свое путешествие в аэропортовом магазинчике с книгами и журналами, я абсолютно случайно (казалось бы!) увидел комикс (которые в жизни не читал, да и в настоящий момент не практикую) со странным названием The Death of Stalin («Смерть Сталина»). Открыв этот комикс, первое, на что я обратил внимание это на Предупреждение, в котором указывалось приблизительно следующее (пишу по памяти): история основана на реальных событиях, с элементами вымысла, но на основе множества, хотя и сильно противоречивых, воспоминаний, но автор сомневается, что ему удастся выдумать, что-то более ужасное, что делал жестокий и безумный Сталин. «Какое интересное совпадение», — подумал я. Разумеется, комикс купил, хотя, сказать по правде, так и не прочитал и по сей день. Но возвратившись в московскую круговерть, забыл на некоторое время об этом событии.
Не прошло, пожалуй, и месяца, как я прочитал в какой-то газете, что в ближайшее время в московских кинотеатрах начнется показ фильма английского режиссера Ианнуччи «Смерть Сталина». Конечно же с этого момента я начал охоту за билетами на премьерный показ в кинотеатр «Пионер». Но за несколько дней до этого стала появляться, как это принято называть «общественная дискуссия» на тему: «А не является ли этот фильм оскорблением нашей истории, а соответственно и населения страны?». Но за подобными новостями я не сильно слежу, просто потому что времени на все не хватает. И вот я попадаю на предпремьерный показ фильма и, после завершения просмотра выхожу со сложным чувством: с одной стороны, фильм мне понравился, но я не в восторге (есть там моменты абсолютно шедевральные, есть достаточно слабые и надуманные), а, с другой стороны, с вопросом: «о чем копья то ломать?!» Но, как оказалось, это была присказка, сказка ждала меня впереди. В СМИ стали появляться различные информационные сообщения о том, что прокатное удостоверение на фильм то ли было отозвано, то ли просто будет изменена дата начала проката, то ли Минкульт пока еще не определился.
И тут ко мне обращается кинотеатр «Пионер» с просьбой о правовой помощи, поскольку к ним пришла группа сотрудников Минкульта, усиленная правоохранителями, а чуть позже и работниками прокуратуры, которая утверждает, что кинотеатр совершил административное правонарушение, демонстрируя фильм без прокатного удостоверения, несмотря на то, что кинотеатр располагал удостоверением и представил его проверяющим.
И вот тут у нас всё и заверте…(как писал классик).
А дальше была яростная, патетическая, иступленная и остервенелая борьба в судах (как всегда бывает, когда шанс на победу ничтожно мал) сначала общей юрисдикции, а потом в арбитражных судах длиной более, чем в год. И вот это выжженное (словами и бесплодной яростью выступлений) поле осталось позади, мы пришли к суду, к встречи с которым, строго говоря, мы всё это время и готовились, закладывая необходимые доводы и правовые позиции. Я конечно имею ввиду Конституционный Суд России.
Знаю, что многие коллеги уже давно не верят в то, что даже этот высший суд может помочь в вопросах борьбы с Левиафаном, но, я так не считаю, может от ума, а может от глупости, поскольку с самого начала надеялся только на него, тем более, что по вопросу цензуры, причем в самом простом, творческом (не политическом) смысле слова, КС еще ни разу не высказывался, а январское постановление по жалобе Финкельштейна, а также мнение судьи К.В. Арановского к нему вселяют робкую надежду.
Но написать жалобу в КС это не только большая ответственность, поскольку всё то, что он скажет окажет воздействие не только и не столько на моего доверителя, сколько может повлиять (не побоюсь здесь обвинения в излишнем пафосе) на ход истории развития демократии в нашей стране.
Требовался допинг (стимул). И вот он появился. Даже два: первое, Сергей Будылин, талантливый и невероятно трудолюбивый юрист (а главное прекрасный человек) влился в нашу дружную команду, а, во-вторых, в мае на Питерском Юрфоруме мой партнер мне показал книгу Юрия Слёзкина «Дом правительства» (весомый такой «кирпич», как и работа Рейфилда), который также посвящен революции, ее последствиям, ну и Сталину, разумеется. Книга – это не только лучший подарок, но и страшная сила!!! Летний отпуск прошел под ужасы сталинизма (тут вы конечно можете подумать, что я моральный мазохист, но это не так).
И вот 24 июля Адвокатское бюро «Бартолиус» подало от имени своего клиента — ООО «Чентромобиле-Пионер» жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации о нарушении конституционных прав и свобод в связи с отзывом Минкультом прокатного удостоверения на фильм «Смерть Сталина». Рождалась эта жалоба, как и полагается всему стоящему и достойному, в муках и терзаниях, но плод нас порадовал.
Мы оспариваем нормы законодательства о кинематографии и подзаконных актов, которые устанавливают систему выдачи и отзыва прокатного удостоверения на фильм, поскольку полагаем, что эти нормы вводят систему предварительной и последующей цензуры, которая запрещена Конституцией. Действующая система цензуры фильмов нарушает права заявителя на распространение информации и его свободу предпринимательства. Эта система не может быть оправдана ссылкой на защиту других конституционно значимых ценностей, поскольку установленные ей меры являются непропорциональными и неприемлемыми в цивилизованном обществе.
Также мы оспариваем упомянутые судом нормы закона об экстремизме, поскольку они, в интерпретации суда, позволяют признать сатирическое высказывание на политическую тему «экстремистским», причем во внесудебном порядке. Это нарушает как свободу слова и предпринимательства, так и право заявителя на судебную защиту.
Кроме того, мы оспариваем нормы процессуального закона, поскольку они, в интерпретации судов, не позволяют демонстратору фильма обжаловать запрет Минкультом этого фильма. Это нарушает конституционное право заявителя на судебную защиту.
Убежден, что вопросы цензуры и свободы творческого выражения касаются любого и каждого!
Не всякий из нас может снять фильм или написать книгу, но вряд ли есть хоть один человек, который не наслаждался плодами творчества режиссеров и писателей!
Всё случайное неслучайно! Кто, если не «Пионер» должен первенствовать в этом праведном походе против ползучей цензуры?! Потом может быть слишком поздно!!!
Краткое описание жалобы в Конституционный Суд России, написанное Сергеем Будылиным, прилагаю: «Смерть Сталина и Пионер».
Источник: https://zakon.ru/blog/2019/7/27/smert_stalina_ili_on_zhivee_vseh_zhivyh