«Сладкую ягоду ели вместе мы, а горькую я одна!»

02 Сентябрь 2024
Автор: Юлий Тай
СМИ: Zakon.ru

Помогут ли судьи ВС стряхнуть алиментное обязательство?!

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон
Что это было, чья победа
Кто побежден, кто побежден?

Цветаева М.

 

Завтра Верховный Суд РФ рассмотрит очень важное для оборота дело № А19-24434/2022 (№ 302-ЭС24-6555), некоторые коллеги уже его проанализировали, отметив, что оно посвящено теме режима имущества, нажитого до брака. Я, как адвокат, ведущий это дело, вынужден разочаровать уважаемых коллег, оно вообще не об этом!

Как мы знаем, 2024 год объявлен в нашей стране годом семьи, тема семейных ценностей, роста демографии, поддержка детства и прочие сопряженные темы на слуху у всех у нас последние несколько лет постоянно, в каждом автобусе/трамвае между объявлениями остановок, на стендах вдоль тротуаров, на баннерах над проезжими частями дорог мы слушаем и читаем про семью, детей, «скрепы». Казалось бы, когда с высоких трибун так ратуют за создание достойных условий для рождения и взращивания детей, когда на первый план для женской части населения некоторыми слугами народа ставится функция деторождения, а не получения образования и профессиональная реализация, то именно эту политику и должно последовательно проводить государство, в том числе в области судебной защиты нарушенных прав, то есть отправления правосудия.

Ни для кого не секрет, что право очень чутко реагирует на смену ориентиров в развитии общества: когда надо пополнять бюджет, когда поддерживать застройщиков, когда банковский сектор, когда назрела проблема потребительского банкротства и прочее.

Однако сейчас пришло время поддерживать материнство и детство! И это не пафосные слова, это наша сегодняшняя реальность. «Но как эта задача связана с делом, которое рассмотрит Эконономколлегия завтра?» — Вы меня спросите, мой уважаемый читатель?! «Напрямую!» — отвечу Вам я.   

Число разводов достигло колоссальных показателей – 69% браков распадаются. А что стоит за расторжением брака? Только ли раздел имущества, а, значит, и правовая проблема его верной квалификации по Семейному кодексу? Вовсе нет. Проблема содержания несовершеннолетних детей, то есть возникновения и исполнения алиментных обязательств, возникает не в каждом, но в значительном числе разводов. И вот так мы вплотную подходим к сути завтрашнего дела.

Я знаю его обстоятельства изнутри, т.к., прочитав определение ВС о передаче, я сразу понял, что его вопрос – это не вопрос раздела имущества, поэтому заинтересовался и изучил. Более того, завтра будем представлять интересы Истца (бывшей жены Ответчика, матери его ребенка), против которой уважаемый судья ВС РФ А. А. Якимов передал дело на рассмотрение. Полагаю, что не должно это дело превратиться в банальное дело о выяснении того: является ли доля в ООО, созданном до брака, личным или совместно нажитым имуществом. Этот вопрос слишком мелок, и ответ на него давно всем известен, чтобы быть обсуждаем в здании Верховного Суда РФ.

Это дело о том, как современному российскому суду надлежит пресекать «схематехнику» недобросовестных бизнесменов, желающих всеми возможными способами победить в околобракоразводной борьбе своих бывших жен. Эта борьба с «бывшей» зачастую в определенной своей части по сути является борьбой против своего же ребенка, однако это понимают единицы и, когда понимают, останавливаются сами. Но кто-то слепо идет в своей локальной войне до конца, вплоть до Верховного Суда, который из десятков тысяч жалоб выбирает именно его жалобу и передает на рассмотрение. Парадокс! А теперь обо всем по порядку.

Региональный бизнесмен в области лесозаготовок благополучно жил вначале в фактических, а потом и в официальных брачных отношениях долгие 16 лет, развивал свой собственный бизнес (Общество, где он и директор, и единственный учредитель, он создал до официального брака), в семье родился ребенок, бизнес постепенно рос, набирал обороты, активы доросли до 70 млн. рублей. Однако в 2021 году брак пополнил 69% статистики (то есть распался), и началось! Оглашение резолютивной части решения суда о разводе, иск об алиментах, решение бывшего мужа об увеличении уставного капитала за счет вклада третьего лица (сразу скажу, что это двоюродный брат мужа) по номиналу, оплата указанного увеличения наличными в кассу Общества – эти события шли один за другим практически ежедневно осенью 21 года. И вот это увеличение уставного капитала и оспаривает истица (бывшая жена), полагая, что тем самым муж намеренно безвозмездно уменьшил свою имущественную массу с целью избежания выплаты алиментов, присужденных судом в размере ¼ его доходов.

Приведу лишь основные события данного сюжета.

Дата Событие

17.09.2021 Оглашение резолютивной части решения суда о расторжении брака
27.10.2021 Истец подает иск о взыскании алиментов
28.10.2021 Ответчик1 получает копию иска о взыскании алиментов
03.11.2021 Ответчик1 принимает решение об увеличении уставного капитала
03.11.2021 Ответчик2 наличными средства оплачивает увеличение уставного капитала
08.11.2021 Решение суда о разводе изготовлено в полном объеме
17.11.2021 Мировой суд выдает судебный приказ о взыскании алиментов с Ответчика
24.11.2021 Выдано свидетельство о расторжении брака на основании решения суда

«Совпадение?! Не думаю!!!»

Но не буду тут подробно останавливаться на нашей правовой позиции, ее мы изложим завтра в заседании, однако считаю, что уже сейчас надо задуматься над следующим:

— является ли подлежащим правовой защите такое поведение бывшего мужа, который молниеносно после получения иска по почте о взыскании алиментов одним днем принимает решение об увеличении уставного капитала своего «бизнес-детища» с чистыми активами в практически 15 млн. рублей за номинальную стоимость уставного капитала (он составлял на дату увеличения минимальные 10 000 рублей)? В итоге увеличения УК доля мужа из 100% превращается в 10%, а в кассе Общества «якобы» становится на 90 тысяч рублей больше. Как результат действительная стоимость доли мужа резко упала, размер потенциально подлежащих выплате ему дивидендов также падает, общество от вхождения двоюродного брата мужа с 90 тр наличными в кармане не приобрело ничего: 90 тысяч рублей, если они и были, растворились в кассе, не спася бизнес, который якобы рушился, хотя балансы говорят об обратном. Итог всей этой схемы один – к старту выплаты алиментов в ноябре 21 года муж подошел максимально подготовленный: с 10%ой долей в когда-то своем собственном бизнесе и уже не генеральный директор. Теперь основной фронтмен бизнеса – двоюродный брат мужа. Является ли такое поведение недобросовестным? И если да, то какие это влечет правовые последствия?

— является ли бывшая жена лицом, заинтересованным в подаче иска с точки зрения ст. 4 АПК РФ об обжаловании решения об увеличении УК в личной компании своего бывшего мужа, если его потенциальный доход от участия в этой ООО – это база для уплаты уже присужденных судом алиментов на содержание их общего несовершеннолетнего ребенка? Если база – ноль, то и алименты в виде ¼ от нуля составляют ноль. В таком размере он их и «платил», и лишь настоящий спор, а особенно апелляционная инстанция заставили его войти в тонус и все же заплатить по 2-3 тысячи в месяц одномоментно сразу за все годы судебных споров.

— является ли увеличение уставного капитала добротно функционирующей компании за номинал близкому родственнику фактическим дарением и действуют ли так разумные предприниматели в РФ? Или они перед вхождением в бизнес соинвестора все же делают оценку бизнеса, и либо вхождение осуществляется по реальной рыночной стоимости либо стороны заключают договор купли-продажи доли также по рыночной цене?

К сожалению, нижестоящие суды (кроме апелляционного), интуитивно верно уловив истинную суть спора, сформулировали судебные акты таким образом, что многих это сбивает с истинного пути его подлинной правовой проблематики, и действительно можно прочитать, будто это спор о режиме совместной/личной собственности.   Повторюсь, этот спор даже на 1% не про это. Тем интереснее будет заседание  в Верховном Суде РФ.

Я очень удивлюсь, возможно даже глубоко разочаруюсь, если Верховный Суд РФ санкционирует совершенный мужем «схематоз», который, и я в этом уверен, быстро превратится в работающую и «уже обкатанную в Верховном Суде» процедуру, которая разойдется в РФ вдоль и поперек, ведь, как мы грустно констатировали выше, 69% браков обречены, а значит алиментные споры неминуемы. Этого нельзя допустить, уж раз наше государство выступает за традиционные ценности и поддержку материнства и детства!

Источник: https://zakon.ru/blog/2024/9/2/sladkuyu_yagodu_eli_vmeste_my_a_gorkuyu_ya_odnapomogut_li_sudi_vs_stryahnut_alimentnoe_obyazatelstvo

Это интересно

Рейтинги

Партнеры