Проекты изменений законодательства в области промышленной безопасности

05 Ноябрь 2024
Автор: Авторский коллектив

Обзор подготовлен Практикой промышленной и экологической безопасности АБ «Бартолиус».

 

Изменения законодательства, которые в ближайшее время вступят в законную силу: 

 

С 01.03.2025 вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 1416 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13»

 

В соответствии с данным Постановлением вносятся изменения в Положение об аттестации в области промышленной безопасности по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.

Среди данных изменений можно выделить:

  • Уточнение категории работников, обязанных проходить аттестацию: на инженерно-технических работников также возлагается руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесенных к предмету регулирования законодательства в области промышленной безопасности ОПО и безопасности ГТС, указанных в подпункте «в» пункта 2 Положения;
  • Стало возможным подписать заявление об аттестации усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • Сроки направления заявителю уведомлений о дате, времени и месте проведения аттестации и об оставлении заявления об аттестации без рассмотрения сократили с 5 до 3 рабочих дней. Срок в 3 рабочих дня также устанавливается для случаев направления заявителю уведомлений о результатах аттестации и по результатам рассмотрения апелляции, оформленных в бумажном виде;
  • Срок проведения тестирования ограничен до 1 рабочего дня, а срок назначения даты проведения тестирования до 10 рабочих дней со дня направления уведомления о дате, времени и месте проведения аттестации;
  • При подаче заявления об аттестации через Единый портал госуслуг или через единый портал тестирования, аттестация в территориальных и ведомственных аттестационных комиссиях должна проводиться в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения заявления об аттестации (при этом не должен учитываться период со дня назначения даты проведения компьютерного тестирования до дня его проведения);
  • Для внесения изменений в реестр аттестованных лиц или в ведомственный реестр в связи с изменениями фамилии, имени или отчества работника, в случае ошибок или опечаток в реестре, необходимо будет указать реквизиты документов, подтверждающих соответствующие изменения. Срок на внесение изменений устанавливается в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления.

 

Проекты изменений законодательства в области промышленной безопасности:

 

Ростехнадзор подготовил проект Приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 532″

 

Целью издания Приказа является устранение технических ошибок, опечаток, исключение неисполнимых и не соответствующих требованиям законодательства обязательных требований для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (СУГ).

Проектом предлагается уточнить перечень документов, необходимых для первичной подачи газа на объекты, использующие СУГ, после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта в части наименований документов и необходимости их предоставления:

  • На данный момент, для первичной подачи газа необходимо в числе прочего представить положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию или заключение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение. Проектом предусмотрено, что предоставление положительного заключения экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию предоставляется в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
  • Наименование «технико-эксплуатационная документация изготовителей технических устройств» — изменено на «эксплуатационная документация изготовителей технических устройств».
  • На данный момент должностная инструкция лица, ответственного за безопасную эксплуатацию объектов, использующих СУГ, в числе прочего должна предусматривать разработку производственных инструкций, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. В соответствии с изменениями предлагается уточнить, что ПМЛПА разрабатывается в отношении объектов использующих СУГ, относящихся к опасным производственным объектам I, II и III классов опасности.
  • Пункт 48 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, предусматривающий проведение диагностирования наружных газопроводов и сооружений на них по истечении срока эксплуатации, установленного изготовителями, но не более: 20 лет — для технических устройств; 30 лет — для газопроводов планируется признать утратившим силу.

ID проекта 02/08/07-24/00148738

Ростехнадзор подготовил проект приказа «Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы промышленной безопасности и предельного размера указанной платы».

 

В соответствии с данным проектам планируется заменить методику определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденную приказом Ростехнадзора от 14.02.2012 № 97.

Проект приказа разработан в целях актуализации состава и стоимости этапов (мероприятий), осуществляемых при проведении экспертизы безопасности в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

Методика будет предназначена для использования организациями, находящимися в ведении Ростехнадзора. Она разработана с целью определения экспертной организацией экономически обоснованной величины затрат, необходимых для оказания услуги.

ID проекта 01/02/09-24/00150978

В Государственную Думу был внесен проект № 732848-8 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статью 14 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации»

 

Законопроект разработан во взаимосвязи с проектом федерального закона № 610892-8 «О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей»

В соответствии с проектом федерального закона, требования Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» приводятся в соответствие с требованиями к производителям (переработчикам, утилизаторам) метанола и метанолсодержащих жидкостей, предусмотренными проектом федерального закона № 610892-8 «О государственном регулировании метанола и метанолсодержащих жидкостей».

Кроме того, данным законопроектом предусматривается:

  • дополнение приложения № 1 к Федеральному закону 116-ФЗ нормой о том, что для опасных производственных объектов, осуществляющих производство, хранение или использование метанола и метанолсодержащих жидкостей и не относящихся к I или II классу, устанавливается III класс опасности;
  • дополнение ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» нормой о том, что в государственную информационную систему промышленности включается информация о реестре организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей.

Вступление в силу новых норм планируется с 01.03.2025 года.

 

Подготовлен проект приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 г. № 397»

 

В соответствии с данным проектом, на организации, эксплуатирующие ОПО, которым не присвоен класс опасности, предлагается распространить действие 5-ти индикаторов риска:

  • Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на ОПО, эксплуатируемом юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в случае если такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), эксплуатирует ОПО III, IV классов опасности, отнесенные к категории ОПО по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии);
  • Исключение сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем опасный производственный объект III, IV класса опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре ОПО, из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
  • Отсутствие сведений о заключении ЭПБ, содержащем срок дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства, применяемого на ОПО III или IV класса опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства по истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия);
  • Отсутствие сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям промышленной безопасности, либо сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключений ЭПБ заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания или сооружения требованиям промышленной безопасности (при условии, что в течение указанного года в отношении объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия);
  • Факт выдачи экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения ЭПБ в отношении объекта экспертизы заказчика, при наличии в реестре заключений ЭПБ сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, выданном указанным экспертом в отношении иных объектов экспертизы этого заказчика в течение двух лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности (для ОПО III или IV класса опасности, при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия после выдачи заключения экспертизы, признанного заведомо ложным).

Скачать обзор в pdf>

Это интересно

Рейтинги

Партнеры