Право на «чудеса» — россиян оставляют без «Гарри Поттера». А еще «Чудо-Женщины», «Аквамена», «Лиги Справедливости» и «Годзиллы»
«Впереди тяжелые времена, и нам всем придется выбирать между тем, что правильно, и тем, что легко» (Альбус Дамблдор).
Риторика из любимой разными поколениями вселенной «Гарри Поттера» приобретает неожиданные черты, в контексте новости Бюллетени Кинопрокатчика о том, что Warner Bros. Запрещает «Национальной медиа группе» транслировать контент студии, несмотря на то, что срок лицензионных соглашений действует еще минимум полтора года.
Не обсуждая мотивы, побудившие Warner Bros. принять такое решение, нельзя не отметить, что односторонний отказ от договора (даже в случае если он допускается соглашением сторон), воспринимается болезненно не только представителями медиа-холдингов, но и потребителями контента, для которых культовые фильмы Warner Bros. давно вышли за пределы авторского права и стали частью «культурного кода».
Решение вопроса возможности дальнейшего использования аудио-визуальных произведений с точки зрения права является «Загадкой Сфинкса». Рассматриваемые законопроекты о принудительном лицензировании и запрете на односторонний отказ от лицензионного договора, заявленного правообладателем, имеющим связь с «недружественным» государством, могут на первый взгляд показаться выходом их сложившейся ситуации. Вместе с тем при ближайшем рассмотрении практическая реализация этих инициатив возможна лишь в случае, когда контент правообладателя уже имеется в распоряжении лицензиата и может быть повторно использован даже при наличии формального запрета правообладателя. Однако в отношении телепроката фильмов Warner Bros. известно, что доступ к библиотеке мейджора у российского лицензиата с октября этого года уже закрыт. Следовательно, «достать» оригинальный фильм из удаленной библиотеки для телепроката уже не представляется возможным.
Указанное означает, что практическая реализация идей принудительного лицензирования или непризнания отказа от лицензионного договора (в случае их принятия на законодательном уровне) будет сопряжена с использованием нелицензионного контента в показе, против которого изначально выступали медиахолдинги при обсуждении законопроектов.
Допустимость подобного «использования» не может быть разрешена исключительно в контексте сиюминутных политических задач, а требует глубокого переосмысления концепции авторского права. Возможно, настал тот самый момент определить, какие ценности лежат в основе современной системы охраны авторского права и что именно мы защищаем.