Масштабный сбой в работе сервисов российских судов случился еще на прошлой неделе, но ресурсы не работают до сих пор. Из-за этого с серьезными трудностями столкнулись участники судебных споров и их представители. Одни не смогли направить документы в суд в электронном формате, другие — узнать реквизиты суда для уплаты госпошлины.
Михаил Задоров, старший юрист адвокатского бюро «Бартолиус», в своем комментарии для Право.ru рассказал, какие меры предпринять в подобной ситуации и как добиться восстановления пропущенных из-за технических проблем сроков.
Посчитают ли суды уважительной причиной пропуска срока на обжалование/подачу иска технический сбой в системе?
Суд может посчитать сбой в системе электронной подачи документов уважительной причиной пропуска процессуального срока на обращение в суд при представлении заявителем доказательств наличия такого сбоя в определенный период, а также доказательств отсутствия у заявителя возможности направить документы в суд иным образом.
В настоящее время практика исходит из того, что перечень уважительных причин пропуска срока является открытым, поэтому аргументация заявителя может сводиться, в том числе, к наличию технического сбоя и данный вопрос переходит в плоскость доказывания .
Между тем, надо понимать, что сам по себе технический сбой в системе электронной подачи документов в суд не может служить основанием для безусловного восстановления судом срока на обращение в суд. Поскольку электронная форма, наряду с почтовым отправлением и сдачей документов под отметку в приемную суда, является лишь одним из предусмотренных законом способов обращения, суд обязан будет дать оценку тому обстоятельству, имел ли заявитель возможность воспользоваться альтернативными формами подачи документов. И только в том случае, если суд придет к выводу, что такая возможность у заявителя объективно отсутствовала, процессуальный срок на обращение может быть восстановлен.
Необходимо учитывать, что если лицо, обладающее всеми необходимыми сведениями для обращения в суд, в течение действия срока на такое обращение длительное время бездействовало и попыталось направить документы через сайт суда, к примеру, в один из последних дней до истечения соответствующего срока, велика вероятность отказа судом в его восстановлении даже при условии представления надлежащих доказательств технического сбоя системы электронной подачи. В данной ситуации заявителю необходимо будет также обосновать, по какой причине у него отсутствовала объективная невозможность реализовать свое право на обращение ранее .
Возможно, есть какие-то советы для юристов/участников процесса, которые оказались в ситуации, когда нужно срочно подавать тот или иной документ в суд, но сделать это невозможно/сложно из-за падения систем/сайта суда?
1. Главный совет – постараться избавиться от привычки подавать документы в суд в последний день срока. Это позволит в будущем свести на нет риски его пропуска, в том числе, по объективным причинам.
2. Желательно также заранее предусмотреть возможность обращения в суд несколькими способами. Это касается как форм подачи документов, так и необходимого количества представителей по доверенности, каждый из которых может заменить другого для организации подачи документа в суд при возникшей необходимости.
3. Если же в день, когда у лица возникла объективная возможность направить документы в суд, на сайте суда произошел технический сбой, результатом которого стал пропуск лицом срока, рекомендуется направить запрос в Судебный департамент при Верховном Суде о времени и причинах такого сбоя. Ответ на данный запрос, подтверждающий факт того, что сбой в указанное время действительно имел место, необходимо представить в суд с ходатайством о восстановлении срока на подачу процессуального документа.
Полная версия публикации: https://pravo.ru/story/255626/