В условиях турбулентности экономики, вызванной событиями на Украине, а также их последствиями в виде санкций, правительство РФ решило ввести мораторий на банкротство с 1 апреля 2022 года на шесть месяцев. Причем он распространяется не только на бизнес, как было в условиях пандемии, но и на граждан.
В своем комментарии для ИД «Коммерсантъ» Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай отметил, что согласен с необходимостью банкротного моратория, «поскольку уровень кризисных явлений настолько объемен и всеобъемлющ, что нельзя позволить упасть всем и сразу».
Юлий Тай добавил, что нельзя замораживать экономические процессы на слишком длительный срок, сравнивая мораторий со «жгутом на кровоточащей ране»: «Средство абсолютно необходимое, но его нельзя использовать сразу на всех конечностях и на долгое время. Организм не выдержит и умрет».
Впрочем, Юлий Тай не уверен, что стоило вводить мораторий для всех: «Нынешний кризис, конечно, коснулся намного более широкого круга лиц, чем в пандемию, но тем не менее, возможно, следовало провести какой-то процесс отсева». Он считает разумным определить отрасли, которые сильнее других пострадали от санкций и контрсанкций,— это прежде всего промышленность.
«Что касается граждан, то у них вряд ли есть какие-то стимулы отказа от моратория. Кроме того, все понимают, что 1 млн руб. сегодня и через полгода по своей покупательной способности, увы, могут отличаться в разы»,— указал Юлий Тай.
Эксперт полагает, что многие юрлица и граждане все же «пойдут на самобанкротство, но это не будет лавинообразный рост, поскольку в тяжелые времена все становятся более склонны к переговорам и компромиссам, а излишняя агрессивность может привести к еще меньшему размеру погашенного долга».
«Кроме того, это и неспособность, а иногда и нежелание судей выносить мудрые нюансированные решения на основании изучения совокупности прямых и косвенных доказательств во всех категориях дел. Суды перегружены, света белого не видят, порой выносят решения на основании рефлексов, а не когнитивного процесса, а часто наобум Лазаря. Зачастую это не вина, а беда судей банкротных составов»,— сообщил Юлий Тай.
Юлий Тай тоже отметил востребованность санкционного законодательства, построения различных механизмов и схем обхода и преодоления ограничений для продолжения хотя бы торговли, а в идеале и промышленной деятельности. Весьма актуальны услуги по регистрации юрлиц в дружественных странах, открытию счетов, осуществлению переводов и сопровождению внешнеэкономических контрактов. «Сильный спрос на услуги, связанные с миграцией и релокацией бизнеса, но, скорее всего, он будет недолгим, как летний ливень»,— заключил господин Тай.
Полная версия публикации: https://www.kommersant.ru/doc/5317922?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop