В 2024 году российские арбитражные суды рассмотрели более 1,8 млн дел, среди которых более 400 тысяч — дела о банкротстве граждан и организаций.
Эти данные озвучила председатель Верховного Суда РФ Ирина Подносова, выступая с докладом на ежегодном совещании судей. Она также отметила, что в прошлом году было проведено 72 процедуры банкротства в отношении иностранных компаний.
Кроме того председатель ВС поделилась своим видением дальнейшего реформирования судебной системы:
«Реализация внесудебных процедур позволит судьям и работникам аппарата судов концентрировать трудовые и временные ресурсы на рассмотрении действительно сложных дел, где имеется спор о праве, что благоприятно скажется на качестве отправления правосудия».
На мероприятии выступил Президент РФ Владимир Путин, который, говоря о напряженном и ответственном труде судей, особо подчеркнул эффективность и профессионализм российского суда:
«Призвание судьи — искать, находить и утверждать справедливость. Это вершина юридической карьеры. Эффективность судебной власти зависит от высокого профессионализма, прежде всего, самих судей. Труд судей очень напряженный и ответственный».
Также Путин сообщил, что в 2024 году российские суды рассмотрели более 42 млн дел.
Комментарий Юлия Тая, старшего партнера адвокатского бюро «Бартолиус»:
Слова президента означают, что судьями должны становиться не только сотрудники аппарата (помощники и секретари), но и представители всех видов юридических профессий, причем как венец их карьеры, что предполагает опыт, реноме, уважение, компетентность и мудрость. Хочется надеяться, что судейские вакансии, которых около 20 процентов от численного состава, будут заполняться учеными, прокурорскими работниками, юристами других государственных органов, корпоративными юристами, адвокатами.
Несмотря на то, что формально общая нагрузка судов выросла с 38 до 42 млн дел, почти 70 процентов из них были завершены приказами, которые в 95 процентах случаев даже не были обжалованы. Почти такой же процент дел в арбитражной системе судов рассматривается в приказном и упрощённом порядке. Это означает, что реальных судебных разбирательств у судей в большинстве регионах немного, поэтому давно пора было бы придумать рациональный механизм распределения дел, особенно незначительных (маловажных).
Очень хочется надеяться, что время, которое высвобождается у судей при использовании упрощённых и ускоренных процедур рассмотрения споров, будет перераспределено на сложные дела, которые не могут рассматриваться за 15 минут в одно заседание, требуют серьезного, вдумчивого, скрупулезного исследования всех обстоятельств и применимого (порой противоречивого и пробельного) права.
Верховный Суд продолжил формировать практику применения норм гражданского законодательства о несправедливых договорных условиях. Речь идет об отношениях в сфере бизнеса, где рядовой предприниматель или организация вступают в договор с более сильным экономическим субъектом, имеющим возможность навязывать выгодные исключительно ему условия договора. Судебный контроль по этой категории дел призван выравнивать переговорные возможности сторон. Причем если ранее основной акцент был сделан на спорах с лизинговыми компаниями, то в последнее время все больше споров рассматривается с кредитными и страховыми организациями. Можно только поприветствовать активную деятельность судов в рассмотрении этих непростых споров, когда судьям необходимо читать не столько букву закона, сколько выявлять его дух.