Новости в области промышленной безопасности

20 Сентябрь 2024
Автор: Авторский коллектив

Практика экологической и промышленной безопасности АБ «Бартолиус» подготовила подборку новостей в области промышленной безопасности
с 06.08.2024 по 12.09.2024.

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВСТУПИВШИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

1. С 08.08.2024 за исключением некоторых положений вступил в силу Федеральный закон № 310-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с данными изменениями:

• Формы заявлений о предоставлении лицензий, о внесении изменений в реестр лицензий, о проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов могут не утверждаться в случае, если такие заявления подаются в лицензирующий орган исключительно посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
• Сведения о конкретной лицензии предоставляются заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата (данное изменение вступает в силу с 05.02.2025);
• Лицензиатов и соискателей лицензии начнут уведомлять о готовности акта оценки соответствия. Его направят любым доступным способом, в том числе по электронной почте или через Госуслуги. Срок – не позже одного рабочего дня с даты оформления документа (данное изменение вступает в силу с 05.02.2025);
• Срок принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности может быть сокращен положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

До конца 2025 г. продлили применение положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), в том числе:

• федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
• федерального государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
• федерального государственного надзора в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, а также на ядерных объектах, на которых осуществляется выполнение заказов в интересах обеспечения обороны Российской Федерации;
• государственного контроля за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них (в части соблюдения требований к организации и осуществлению специальных перевозок), за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации;
• лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

2. С 19.08.2024 (за исключением некоторых положений) вступил в силу Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Данным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

• при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения (ГТС), которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, декларация безопасности ГТС должна составляться и представляться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти исполнительным органом субъекта РФ;
• собственник ГТС или эксплуатирующая организация, а в случае, если ГТС не имеет собственника или собственник ГТС неизвестен либо от права собственности на ГТС собственник отказался, исполнительный орган субъекта РФ при составлении декларации безопасности ГТС должны обеспечить определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования ГТС.

3. C 01.09.2024 вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 15.08.2024 № 257 «Об утверждении Перечня вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене по аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений».

Перечень состоит из 698 вопросов без вариантов ответов. Вопросы составлены по шести нормативным актам:

• Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
• Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
• Федеральные нормы и правила «Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденные приказом Ростехнадзора от 08.05.2024 № 151;
• Приказ Ростехнадзора 09.12.2020 № 509 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)»;
• Постановление правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;
• Свод правил СП 58.13330.2019 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения».

4. С 01.09.2024 вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 08.05.2024 № 149 «Об утверждении федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений «Требования к экспертам в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».

В соответствии с данными правилами эксперт в области безопасности ГТС должен иметь:

• Высшее образование по определенным специальностям;
• Стаж работы по специальности (направлению подготовки) (в соответствии со специальностью, по которой экспертом получено высшее образование);
• Обладать знаниями:
— законодательства Российской Федерации о безопасности ГТС;
— форм, методов и средств обследования и оценки состояния ГТС и их применения при проведении экспертизы деклараций безопасности ГТС;
— количественных и качественных методов оценки риска аварий ГТС, методов анализа, достаточности выполненных оценок риска и уровней безопасности ГТС с учетом класса ответственности ГТС, а также факторов, влияющих на результаты оценки безопасности ГТС;

• Обладать навыками:
— анализа и оценки условий эксплуатации ГТС;
— систематизации и обобщения информации по мониторингу технического состояния ГТС;
— подготовки экспертных заключений;
— принятия самостоятельных решений и прогнозирования последствий принимаемых решений;
— владения персональным компьютером и программным обеспечением;
• Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения обязанностей по проведению экспертизы деклараций безопасности ГТС.

Срок действия документа ограничен 1 сентября 2030 года.

5. С 01.09.2024 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.08.2024 № 1134 «Об утверждении Положения о ведомственной охране субъекта топливно-энергетического комплекса, являющегося головной организацией в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», дочернему обществу которой в соответствии с пунктом 2, 2.1 или 2.2 части 1.1 статьи 3 Федерального закона «Об экспорте газа» предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии».

Положение определяет структуру и состав органов ведомственной охраны субъекта топливно-энергетического комплекса, порядок создания ведомственной охраны, порядок формирования перечня охраняемых объектов и иные положения о ведомственной охране.

Основными задачами ведомственной охраны являются:

• охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств;
• обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектного режимов;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют субъект топливно-энергетического комплекса, являющийся головной организацией, а также Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данным постановлением также вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 № 551 «О некоторых вопросах деятельности ведомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

6. С 14.09.2024 вступил в силу Приказ МЧС России от 26.06.2024 № 533 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

Методика, утвержденная данным документом, вводится в действие с 01.01.2025

Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах устанавливает порядок расчета величин пожарного риска на производственных объектах класса функциональной пожарной опасности Ф5 (за исключением стоянок легковых автомобилей без технического обслуживания и ремонта, а также стоянок легковых автомобилей, входящих в состав производственного объекта), включая здания иных классов функциональной пожарной опасности, входящие в состав производственного объекта.

Положения Методики не распространяются на определение расчетных величин пожарного риска для производственных объектов специального назначения: объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах.

Также с 01.01.2025 будут признаны утратившими силу:

• Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;

• Приказ МЧС России от 14.12.2010 № 649 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404».

ПРОЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Ростехнадзор подготовил проект приказа «Об утверждении Административного регламента Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на постоянное применение взрывчатых веществ и изделий на их основе».

Одновременно планируется признать утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 04.08.2014 № 345 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на постоянное применение взрывчатых веществ и изделий на их основе».

В соответствии с данным проектом услуга может предоставляться юридическим лицам, осуществляющим изготовление взрывчатых материалов, либо их представителям, имеющим лицензии на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Услуга будет предоставляться Ростехнадзором в срок не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Также Регламентом определяются исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги и результаты предоставления госуслуги.

ID проекта: 149920

2. Ростехнадзор подготовил проект Приказа «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Ростехнадзора от 20.06.2023 № 227».

В соответствии с данным проектом внесены дополнения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Таким образом, вводится четвертый индикатор риска:

Поступление в соответствии с порядком проведения технического расследования причин аварий, установленным согласно п. 8 ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», информации о трех и более инцидентах, произошедших на опасных производственных объектах при осуществлении лицензиатом деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение одного календарного года, в случае, если такие инциденты не привели к причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при условии, что по факту поступления указанной информации не проводилось контрольное (надзорное) мероприятие в отношении лицензиата, эксплуатирующего опасный производственный объект, в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).

ID проекта: 150377

3. Ростехнадзор подготовил проект Приказа «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утвержденные приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428».

В соответствии с данными изменениями:

• Абзац 2 пункта 25 Правил будет изложен в следующей редакции «Применяемое противопожарное оборудование и его размещение в зданиях и сооружениях фабрики должны быть определены проектной документацией»;

Как указано в пояснительной записке к проекту, вносимые изменения в Правила направлены на устранение в положении пункта 25 Правил коррупциогенного фактора (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции)

Изначально пункт 25 Правил гласил, что применяемое противопожарное оборудование и его размещение в зданиях и сооружениях фабрики должны быть определены проектной документацией – проектом противопожарной защиты. Однако такой самостоятельный вид проектной документации как «проект противопожарной защиты» федеральным законодательством не предусмотрен, поскольку противопожарные мероприятия являются составной частью проектной строительной документации.

ID проекта: 150382

Это интересно

Рейтинги

Партнеры