На грош пятаков.  Дело о чудесном курсе

24 Май 2024
Автор: Сергей Будылин

Определение СКГД ВС РФ от 12.03.2024 № 4-КГ24-3-К1.

Во всем памятном марте 2022 года с курсами валют творились разнообразные чудеса.  Кое-кто на этих чудесах сильно погорел, но кое-кто – и наоборот. 

Банк (по его версии) в результате ошибки сотрудника установил курс евро в размере 123 рубля вместо 133 рублей.  Предприимчивый клиент этим воспользовался и в течение нескольких дней совершил 96 обменных операций (видимо, через систему «банк-клиент»), получив прибыль в 69 тыс. евро.  Еще через несколько дней банк проснулся, заблокировал счет клиента и списал со счета упомянутую сумму, как полученную «в результате покупки валюты по ошибочному курсу».  Клиент предъявил иск банку.  Нижестоящие суды решили дело в пользу банка, найдя, что действия истца «свидетельствуют не о намерении истца приобрести необходимую ему валюту для дальнейшего использования для личных целей, а о желании воспользоваться ошибкой Банка с целью получения прибыли».  Следовательно, истец злоупотребляет правом. 

Гражданская коллегия ВС с этим не согласилась. По ее словам, сама по себе невыгодность сделки для банка «не лишал[а] истца права на совершение выгодных для него конверсионных операций».  То же, что «истец мог распознать наличие какой-либо ошибки» со стороны банка, не было доказано.   Дело было направлено на новое рассмотрение. 

***

Тут, конечно, все сразу вспомнили о деле ЦУМа, где ВС встал на сторону покупателя, удачно купившего в интернет-магазине кучу фирменных вещей по бросовой цене. 

Мне лично кажется очевидным, что в деле ЦУМа правильное решение – в пользу магазина.  Если одна сторона совершает ошибку в установлении условий сделки, а другая сторона знает об ошибке и ею пользуется, сделка недействительна.  Тот же результат будет, если знание контрагента об ошибке не доказано, но он должен был знать об ошибке – иначе говоря, обычный разумный человек на его месте понял бы, что это ошибка.  Все это немного другими словами написано в ст. 178 ГК.  В деле ЦУМа цена была меньше рыночной в сотни раз – это явная ошибка магазина. 

Однако в данном деле аналогичный вывод далеко не столь очевиден. 

Ошибка в цене на 10% – это не та ошибка, которая должна быть ясна любому участнику оборота.  Задача нижестоящих судов в данном деле – установить (на основании прямых или косвенных доказательств), осознавал ли клиент ошибку банка.  (Учитывая, что он в сжатые сроки провел 96 однотипных операций, возможно, и осознавал.)  Задача как нижестоящих, так и вышестоящих судов – определить, должен ли был обычный разумный клиент осознать, что это ошибка.  (Учитывая относительную незначительность отклонения, возможно, и не должен.)

Жаль, что ВС не сказал всего этого, то есть не стал применять норму, специально написанную для таких случаев, а вместо этого решил дело чисто интуитивно, традиционно сославшись на резиновую норму о злоупотреблении правом.  В результате нижестоящие суды не получили внятных ориентиров от вышестоящей инстанции, за исключением лишь самого факта передачи дела на новое рассмотрение в пользу клиента банка.

Так что теперь нижестоящим судам придется по новой решать ту же задачу с теми же исходными данными, не получив каких-либо конкретных указаний насчет правил ее решения…

 

Это интересно

Рейтинги

Партнеры