В 2022 году в России произошел всплеск телефонных мошенничеств, о новых схемах злоумышленников предупреждали ЦБ и банки. А результаты всероссийского исследования показали: 67% жителей страны столкнулись с телефонным мошенничеством, еще треть получали фишинговые письма.
Защита от мошенников: проблемы и возможности
Если мошеннику удалось вас обмануть, то найти и наказать преступника будет очень сложно. В своем комментарии для Право.ру партнер, руководитель уголовной практики Сергей Гревцов отметил, что обычно все ограничивается возбуждением уголовного дела в отношении неустановленных лиц, но вернуть деньги не получается. Эксперт считает, что тому есть несколько причин: чаще всего злоумышленники находятся за пределами РФ; нет доказательств, что данные карты были переданы не добровольно, а под влиянием обмана (например, аудиозаписи звонка); расследовать преступление сложно технически.
Гревцов считает, что чаще всего раскрытие подобных преступлений связано с личностью потерпевшего. Так, в 2021 году мошенник выманил у генерала МВД Дмитрия Какошина 613 000 руб. Злоумышленник позвонил Какошину под видом сотрудника банка «ВТБ» и сообщил о попытках третьих лиц списать деньги со счетов генерала. Потерпевший поверил и продиктовал незнакомцу данные трех банковских карт. Деньги преступник списывал частями, для подтверждения переводов банк присылал Какошину СМС-уведомления с кодами. Их генерал тоже сообщал мнимому сотруднику банка. Полиция Петербурга поймала мошенника спустя неделю. Правда, удалось найти только того, кто снимал деньги в банкомате. Организаторов преступления не получилось арестовать. Задержанный пояснил, что не знает их лично, они находятся за границей. Злоумышленник признал свою вину и пообещал возместить ущерб.
Полная версия публикации: https://pravo.ru/story/244957/