Большинство компаний никак не индексируют зарплаты, которые на глазах обесцениваются. В этих условиях сотрудники начинают их «индексировать» сами — уходят к конкурентам, где оклады чуть повыше. И так снова и снова.
Инфляция в России все чаще приводит к конфликтам на рынке труда, отмечают кадровики. Сотрудники недовольны тем, что покупательная способность постоянно падает, и просят повысить зарплаты. Однако индексации у большинства работодателей нет или она носит чисто формальный характер. В итоге сотрудники начинают едва ли не ежегодно менять компании, гонясь порой за совсем небольшой прибавкой.
В России на законодательном уровне работодатели обязаны индексировать зарплату. Но если бюджетные организации обязаны повышать ее не ниже процента инфляции, фиксируемой Росстатом, то коммерческие компании этого делать не должны.
Адвокат, партнер АБ «Бартолиус» Татьяна Стрижова в своем комментарии для РБК сообщила:
«Заработная плата как экономико-правовой термин включает в себя номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – эта сумма денежных средств, которые выплачиваются работнику за выполнение им трудовой функции. Реальная заработная плата характеризует покупательскую способность номинально полученных сотрудником денежных средств.
Повышение реального уровня зарплаты сотрудников – это гарантия для работников, предусмотренная законом и одновременно обязанность работодателя, при этом трудовое законодательство не предусматривает единого механизма исполнения такой обязанности, в связи с чем индексация не рассматривается как единственный способ повышения уровня реального содержания зарплаты.
Говоря о размере повышений и способах исполнения работодателем соответствующей обязанности, необходимо отметить следующее.
Еще в 2017 году в Обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда Российской Федерации была сформулирована позиция, что обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий. В 2019 году Верховный Суд Российской Федерации уточнил свою позицию (Определение от 08.04.2019 N 89-КГ18-14), отметив, что повышение оклада и выплата премий лишь тогда могут рассматриваться как альтернатива индексации, когда именно такой способ индексации зафиксирован в локальных актах с целью повышения реального уровня содержания заработной платы в связи с инфляцией.
Обязанность индексаций на процент не ниже процента инфляции по данным Росстата распространяется на работодателей из бюджетной сферы, в то время как для иных работодателей обязанности соблюдать такой процент повышения законодательно не зафиксирован. То есть ежегодное повышение заработной платы для небюджетников в теории может быть и ниже размера инфляции, хотя суды негативно оценивают такой подход работодателей, поскольку данные Росстата рассматриваются как объективные данные об уровне инфляции. В связи с этим в качестве общей рекомендации работодателям может быть использование данных Росстата в качестве ориентира размера для повышения заработной платы.
Несоблюдение обязанности по ежегодной индексации заработной платы может выступать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (ответственность в виде штрафа для юридических лиц до 50 тыс. руб.). При этом несоблюдение может трактоваться «широко» и включать в себя как фактическое отсутствие индексации при наличии необходимых локальных актов, так и наоборот – наличие индексации при отсутствии локальных актов, подтверждающих, что выплаты являются именно индексацией заработной платы».
Полная версия публикации: https://pro.rbc.ru/demo/672b0bfd9a7947753ca38a40