«Домодедово» оказалось под иностранным контролем

29 Январь 2025
Автор: Юлий Тай

«Ведомостям» стали известны детали иска Генпрокуратуры к структурам аэропорта и Каменщику.

Надзорное ведомство потребовало взыскать в доход РФ 100% долей ООО «ДМЕ холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта «Домодедово», а также признать недействительными решения о редомициляции ряда структур, входящих в контур группы, следует из иска.

По версии Генпрокуратуры, группа компаний аэропорта «Домодедово» оказалась под иностранным контролем – именно с этим, а не с деприватизацией связан иск ведомства, подчеркивает источник «Ведомостей», знакомый с материалами заявления.

Структуры аэропорта «Домодедово» оказались под контролем резидентов иностранных государств, пишет Генпрокуратура: Каменщика (Турция, ОАЭ) и Когана (Израиль). В период с 2002 по 2016 г. компания «ДМЕ лимитед», владевшая аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала двум гражданам о. Мэн – Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%). В октябре 2016 г. 100% «ДМЕ лимитед» приобрела компания «Аламо лимитед» (Мальта), конечным бенефициаром которой был Каменщик. Коган же, по версии надзорного органа, через него осуществлял фактический контроль над компаниями группы, что подтверждается получением сопоставимого объема дивидендов от деятельности «ДМЕ лимитед». Каменщик и Коган должны были получить контроль над российским стратегическим активом только при наличии решения правительственной комиссии, за получением которого ответчики не обращались, говорится в иске.

Комментарий Юлия Тая, старшего партнера АБ «Бартолиус» газете «Ведомости»:

 

Генпрокуратура изобрела философский камень, а ее иски — это новое золото. Напомню, что это уже далеко не первая попытка со стороны государства, руками прокуратуры, конфисковать лучший аэропорт страны. В прошлый раз лишь Президиум ВАС РФ окончательно пресек попытку, объясняемую якобы нарушениями при приватизации аэропорта. В сентябре 2008 г. в Высшем арбитражном суде завершилась тяжба между Росимуществом и владельцем аэропорта «Домодедово» в пользу последнего. Ведомство требовало признать право собственности РФ на объекты в аэропорту, включая здание терминала, исходя из того что в 1997 г. текущие владельцы аэропорта получили актив из госсобственности с нарушениями. Высшая инстанция с этим не согласилась и поставила точку в споре.

Новые основания для конфискации в связи с допущенными нарушениями требований Закона 57-ФЗ также применяются Генпрокуратурой не впервые. Рассмотрены дела Соликамского магниевого завода и Мурманского морского рыбного порта. Самое удивительное, что ГП обратилась с этим иском после согласования ФАС и Правкомиссией предложенной схемы владения активом.

Напомню, что закон 57-ФЗ был принят в 2008 году с целью упорядочить владение важными стратегическими предприятиями иностранными лицами. Однако использование этого механизма в отношении важного и крупного аэропорта, который всегда принадлежал и находился под контролем известного российского физического лица, раскрывшего перед государством и согласовавшего структуру владения, вызывает, мягко говоря, недоумение. Указание истца, что заявитель в прошлом году ввёл в заблуждение ФАС и другие контролирующие органы, конечно, должно быть проверено судом, но в данную версию довольно сложно поверить, если применить простой фильтр здравого смысла. Такая конфискационная трактовка норм закона 57-ФЗ уже существует на практике, но явно не соответствует Конституции РФ. Не только удовлетворение такого иска, но и сама его подача руинируют остатки инвестиционного климата в стране, а право частной собственности становится еще более призрачным и почти иллюзорным.

Полная версия публикации

Это интересно

Рейтинги

Партнеры