Фанагория – стопроцентно российское вино (из Краснодарского края), но соответствующий товарный знак принадлежит кипрской компании. Российская компания платит кипрской лицензионные отчисления за использования этого знака. Вино при этом из-за границы не ввозится.
Распространенная практика до эпохи массовых санкций. Порой реальность подобных отношений подвергается сомнению налоговыми органами, но в данном деле таких сомнений высказано не было. Проблема была в другом – а именно, в определении таможенной стоимости фирменных пробок, фирменных штопоров, «наборов сомелье» и прочей рекламной мелочи, помеченной товарным знаком, которую российская компания заказывала за границей.
Наблюдательные таможенники заметили, что российская компания выплатила за рубеж не только контрактную цену штопоров и прочего, но и еще и 8 млн евро за товарный знак, а плюс к тому заплатила в бюджет в качестве налогового агента 113 млн рублей связанного с лицензионными платежами НДС (суммы за шесть лет, с 2016 по 2022 год). По мнению таможенников, обе эти суммы следует включить в стоимость рекламной мелочевки для целей исчисления таможенных пошлин и таможенного НДС, подлежащих уплате при ее импорте.
Надо сказать, что в российском законе действительно есть положения, позволяющие при определенных условиях переквалифицировать лицензионный платеж в часть цены поставляемого товара. Для этого надо разрешить два вопроса:
— относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам;
— является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.
Идея законодателя ясна: не позволить хитрым импортерам выплачивать продавцу часть реальной цены товара под видом лицензионных платежей, тем самым занижая таможенную стоимость товара.
По мнению таможни, в данном случае «размещение товарных знаков на частях будущей продукции неразрывно связано с обязанностью общества осуществлять уплату лицензионных платежей». В связи с этим к стоимости штопоров и прочего надо добавить 8 млн евро плюс НДС.
Первая инстанция решила дело в пользу таможни, вторая и третья поддержали импортера. Дело было передано в экономическую коллегию ВС в пользу таможни.
По мнению советника АБ «Бартолиус» Сергея Будылина позиция таможни кажется очень странной.
Из судебных актов неясны детали лицензионного договора и договоров поставки штопоров и т. п., но, судя по всему, импортер вовсе не строил зловещих планов мошеннического занижения таможенной стоимости штопоров. Можно смело предположить, что сам же импортер и попросил производителя штопоров нанести на него знак «Фанагории», причем этот производитель вряд ли настаивал на выплате кому-либо лицензионных платежей за этот знак. Если так, второе из упомянутых условий не выполнено, и суммы лицензионных платежей за знак «Фанагория» не следует включать в таможенную стоимость штопоров.
Похоже, таможня отчаянно пытается выполнить план по пополнению бюджета, хватаясь для этого за любые поводы, сколь бы абсурдными они ни были. Похоже также, что ВС намерен помочь таможне в этом благородном деле.
Вывод: ввозя из-за границы фирменный штопор, будьте осторожны: таможня может добавить к его стоимости несколько миллионов евро, выплаченных из РФ за использование изображенного на штопоре товарного знака.