Дело о духовном богатстве

25 Февраль 2025
Автор: Сергей Будылин

Это одно из первых дел, дошедших до Верховного Суда, в котором по существу рассматривается вопрос о правилах применения 10-летнего срока исковой давности. Похоже, что ВС намерен придерживаться буквального толкования закона.

В 2012 году с адвокатской коллегии было взыскано 250 млн рублей в качестве реституции по недействительному договору оказания юридических услуг. В апреле 2013 года, не выполнив обязательства по погашению долга, коллегия пожертвовала 7 млн рублей благотворительному фонду «Возрождение духовного богатства нации». В 2022 году было возбуждено дело о банкротстве коллегии, а в октябре 2023 года конкурсный управляющий подал требование взыскать с руководителя коллегии 7 млн рублей убытков.

Руководитель коллегии защищался тем, что 10-летний срок исковой давности («объективный срок») уже истек.

Нижестоящие суды удовлетворили требование конкурсного управляющего, отклонив аргумент о пропуске срока исковой давности. Они указали, что «нарушения, вменяемые ответчику, были совершены до вступления в силу изменений в законодательство, установивших объективный срок исковой давности» (в сентябре 2013 года).

Руководитель коллегии подал жалобу в ВС, заявив, что согласно букве закона новые правила применения срока исковой давности распространяются на требования, «сроки подачи которых были предусмотрены предыдущим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года», в том числе и на спорное требование. Срок исковой давности по таким требованиям начинает течь с 1 сентября 2013 года, что, по мнению жалобщика, означает, что конкурсный управляющий подал иск с пропуском срока — на месяц позже (иск был подан 9 октября 2023 года).

Судья ВС признал эти доводы заслуживающими внимания и передал дело на рассмотрение экономической коллегии ВС.

Комментарий Сергея Будылина, советника АБ«Бартолиус», к.ф.-м.н. LL.M:

 

Кажется очевидным, что прав заявитель: срок исковой давности действительно истек. Так что вернуть «духовные богатства нации» в конкурсную массу управляющему вряд ли получится.

Объективный срок исковой давности впервые появился в судебных спорах лишь с 2023 года. Возможно, и неудивительно, что некоторые судьи еще не освоились с правилами его применения. Но вообще-то можно было и повнимательнее почитать закон – тем более, что ответчик им все толково расписал в отзыве.

Может показаться несправедливым, что совершение столь сомнительной сделки осталось без последствий. Но ведь сроки давности установлены не зря. Спустя десять лет шансы всерьез разобраться с мотивами и обстоятельствами совершения сделки весьма сомнительны. Так что держателям долга на 250 млн, не оплаченного в течение 11 лет, следует винить самих себя, что они не предприняли очевидно необходимых шагов на десять лет раньше. Ну или хотя бы на месяц!

Или, может быть, винить своих юристов. (Не повод ли это для предъявления иска о профессиональной небрежности?)

Это интересно

Рейтинги

Партнеры