На банкротных торгах продали нежилые помещения в многоэтажке. Объект находился в залоге у банка, поэтому полученные средства направили на расчет с кредитором.
Позже победитель торгов лишился прав на часть покупки, так как помещение признали общим имуществом собственников. Тогда он попытался взыскать с банка неосновательное обогащение. Три инстанции ему отказали, а Верховный суд встал на сторону истца. Экономколлегия указала, что такая сделка изначально ничтожная и нарушает права жителей дома.
Партнер АБ «Бартолиус» Наталья Васильева прокомментировала для Право.ру дело №305-ЭС24-13782
«Решение Верховного Суда представляется справедливым и мотивированным тем, что банк принял в залог то имущество, которое не могло быть передано ему в залог по причине иного статуса спорного объекта – помещения не были имуществом должника, а принадлежали на праве долевой собственности третьим лицам. Соответственно, по этой причине банк не мог получить удовлетворение от его продажи в соответствующей части. И речь не идет о компенсации покупки победителю торгов, речь идет именно о возврате неосновательного обогащения, вызванного ничтожностью договора залога: нахождение денежных средств, уплаченных победителем торгов, в имущественной массе банка являлось незаконным, поэтому спорные денежные средства банку надлежало возвратить истцу.
Указанное дело должно изменить практику установления залоговых отношений (как для банков, так и для любых иных залогодержателей), поскольку в случае ликвидации залогодателя и удовлетворения требования залогодержателя негативные последствия возникают именно у залогодержателя (в анализируемом деле – у банка). Залогодержателям надлежит более тщательно проверять предметы залога, основания возникновения прав залогодателей на них, то есть проводить полную юридическую экспертизу объектов, а не руководствоваться данными ЕГРН в ситуациях, когда они однозначно недостоверную информацию.
Представляется, что внесения изменения в законодательство не требуется, необходимо изменить проверку статуса имущества на стадии заключения договора залога».