Материал выпуска № 15 (392) 1-15 августа 2023 года.
В этой статье проанализированы некоторые наиболее интересные кейсы о банкротстве, рассмотренные Верховным Судом РФ во II квартале 2023 г., а также два дела Конституционного Суда РФ. Суды разрешили ряд практически важных вопросов, в том числе очередности погашения налоговых требований, наличие у сособственника преимущественного права покупки имущества банкрота, обязательность доказывания субъективной недобросовестности контрагента, совершившего сделку с банкротом, и т.п.
Высшие суды за рассматриваемый период рассмотрели, в частности, следующие важные вопросы:
— в какой очередности по отношению к требованиям других кредиторов в банкротстве погашаются требования по налогу на прибыль, связанную с реализацией имущества банкрота?
— при реализации с торгов в банкротстве доли в праве общей собственности на недвижимость имеют ли другие сособственники преимущественное право покупки этой доли?
— при оспаривании сделки с предпочтением обязательно ли доказывать субъективную недобросовестность контрагента по сделке (его знание о фактической несостоятельности должника)?
— как доказывать выход сделки за пределы обычной деятельности при оспаривании сделки с предпочтением?
— в каком порядке рассматривается требование залогового кредитора об обращении взыскания на предмет залога, если залогом обеспечено текущее требование?
— нужно ли платить процентную часть вознаграждения (выраженную в процентах от суммы погашения требований) арбитражному управляющему, если он практически ничего не делал?
— отвечает ли наследник контрагента банкрота по долгу контрагента, происходящему из реституционного требования (в связи с недействительностью сделки контрагента с должником по банкротным основаниям)?
— как расходуются деньги, вырученные от продажи единственного ипотечного жилья банкрота?
Спорное решение КС РФ
Весьма интересно и важно решение Конституционного Суда РФ в деле об очередности налоговых требований, связанных с реализацией предмета залога. Вопреки складывающейся судебной практике, которая обычно выносила эти требования за реестр, КС РФ предписал судам считать их реестровыми впредь до прояснения вопроса законодателем.
Это решение кажется весьма спорным по целому ряду причин.
С политико-правовой точки зрения оно неудачно, поскольку фактически обеспечивает налоговому органу двойную «порцию» средств от реализации имущества банкрота: и по налогам за предшествующие банкротству периоды, и по налогу на прибыль от реализации имущества. Это, несомненно, ухудшает положение всех остальных реестровых кредиторов.
Полная версия публикации:https://www.advgazeta.ru/mneniya/bankrotnye-pozitsii-vs-i-ks-rf/